Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XIX. 213 іюбезныі), племя, всегда пользовавшееся особеннымъ попеченіемъ
Промысла, н родъ, избѣжавшій многихъ опасностей. Въ самомъ
дѣлѣ, — Іерусалимъ, градъ Божій, имѣвшій святой кивотъ и все
его служеніе, городъ, гдѣ были пророки и благодать Духа, и ки¬
вотъ, н скрижали завѣта, и стамна златая, гдѣ часто появлялись
ангелы, — этотъ самый городъ, не смотря на безконечное множе- ім
ство случавшихся войнъ и многочисленныя нападенія на него вар¬
варовъ, какъ будто окруженный стальною стѣной, всегда лишь
смѣялся надъ всѣми этими (врагами), и въ то время, какъ вся
страна была уже разорена, онъ одинъ не потерпѣлъ никакого
несчастія. Еще удивительнѣе то, что онъ даже прогонялъ враговъ,
часто нанося имъ тяжкіе удары, и пользовался у Бога столь ве¬
ликимъ попеченіемъ, что Самъ Богъ говорилъ: чрезлъ пу¬
стыни обрѣтохъ Израиля, и яко на смоковницѣ няю увидѣть отцы ихъ» (Ос. іх, 10); и относительно, затѣмъ,
самаго города: имя же образомъ обрѣтается ягода на грезнѣ и
рекутъ: не погуби ею (Ис. ьхѵ, 8). И все-таки этотъ возлюбленный
Богомъ городъ, избѣжавшій н столь многихъ опасностей, и полу¬
чившій прощеніе га многія преступленія, н одинъ лишь смогшій
избѣжать плѣненія, въ то время какъ всѣ остальные были плѣ¬
нены не разъ, не два, а многократно, былъ низринутъ за одну
только клятву. Бакъ (именно), объ этомъ я сейчасъ скажу. Сталъ
у нихъ царемъ нѣкто Седекія. Этотъ Седекія далъ Навуходоно¬
сору, варварскому царю, клятву, оставаться его союзникомъ; послѣ
этого измѣнилъ и перебѣгъ на сторону царя египетскаго, пока¬
завъ полное презрѣніе къ клятвѣ, н. потерпѣлъ тб, чтб сейчасъ
вы услышите. Но напередъ необходимо сказать самую притчу про¬
рока, которою онъ предуказывалъ все это. Быстъ слово Го¬
сподне, говоритъ пророкъ, ко мнѣ, глаюля: сине человѣкъ, по-
зѣждъповѣетъ и рцыпритчу, и речеши сія глаголетъ Адонаи
Господъ: орелъ великій, великокрилый, долгій , исполнъ ногтей (Іезек. хѵа, 1—3). Здѣсь пророкъ назвалъ орломъ
царя вавилонскаго, а великимъ и великокрылымъ и долгимъ по
протяженію и исполненнымъ ногтей наименовалъ его по множеству
войскъ, силѣ могущества н быстротѣ нападенія, потому что подобно
тому, какъ для орла крылья и ногти служатъ оружіемъ, такъ и
у царей таковымъ являются воины и кони. Итакъ, этотъ орелъ,
говорится, иматъ повелѣніе внити въ Ливанъ (ст. 3). ЧтЬ зна¬
читъ: повелѣніе?—Рѣшеніе, твердое намѣреніе. А Ливаномъ про¬ рокъ назвалъ Іудею, потому что послѣдняя лежитъ подлѣ этой
горы. Затѣмъ, намѣреваясь говорить о клятвѣ и договорѣ, (про¬
рокъ) продолжаетъ: и взя отъ сѣмене земного и даде на поли
плодть да утвердитъ кореніе надъ водами многими, видѣно учини е.