Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ I. 21 нагимъ. ЧтЪ же сказать намъ? То, что не должно сѣтовать ни о
чемъ этомъ, потому что хотя (тотъ человѣкъ) и подвергся крушенію,
однако онъ имѣетъ совершенный плодъ правды, такъ какъ выпол¬
нилъ все свое: собралъ имущество, сохранилъ, приступилъ къ
дѣлу, отправился въ путь, а кораблекрушеніе нисколько уже не
зависѣло отъ его рѣшенія. Но для чего Богъ допустилъ это? Для
того, чтобы сдѣлать этого человѣка испытаннымъ. Но бѣдные, го¬
ворятъ, лишились денегъ? Не такъ ты заботишься о бѣдныхъ,
какъ создавшій ихъ Богъ, потому что если они и лишились ихъ,
то Онъ можетъ съ другой стороны доставить имъ еще большій
источникъ благосостоянія. 10. Не будемъ, поэтому, требовать у Него отчета въ происхо¬
дящемъ, а прославимъ 8а все. Не безъ цѣли и не напрасно попу¬
скаетъ Онъ часто подобное, но не покидая заботой тѣхъ, кто дол¬
женъ бы получить утѣшеніе отъ этихъ деньгъ, доставляя только
имъ вмѣсто того другой способъ пропитанія, Онъ дѣлаетъ и
болѣе искушеннымъ потерпѣвшаго крушеніе и бблыпую награду
приготовляетъ ему, потому что благодарить Бога, подвергшись
такимъ бѣдамъ, составляетъ гораздо бблыпую заслугу, чѣмъ давать
милостыню. Въ самомъ дѣлѣ, не только то, чтб мы отдаемъ, творя мило¬
стыню, но и то, что мы мужественно переносимъ, когда у насъ
отнимаютъ другіе, приноситъ намъ- обильный плодъ. И чтобы ты
зналъ, что послѣднее больше перваго, я поясню это примѣромъ
случившагося съ Іовомъ. Послѣдній, когда владѣлъ имуществомъ,
отворялъ свой домъ для бѣдныхъ, отдавалъ все, что было; но онъ
не былъ такъ славенъ тогда, когда отворялъ свой домъ бѣднымъ,
какъ тогда, когда, услышавъ, что домъ обрушился, не отчаялся.
Онъ не былъ такъ славенъ, когда обстригая овецъ одѣвалъ на¬
гихъ, какъ былъ славенъ и знаменитъ, когда, услышавъ, что упалъ
огонь и уничтожилъ всѣ стада его, возблагодарилъ Бога. Тогда онъ
былъ человѣколюбивъ, теперь сталъ любомудръ. Тогда онъ жа¬
лѣлъ бѣдныхъ, теперь же благодарилъ Владыку. И онъ не сказалъ
себѣ: чтб же это? Стада уничтожены, отъ которыхъ питалось мно- зо
жество бѣдныхъ; если ужъ я не достоинъ былъ наслаждаться
этимъ богатствомъ, то по крайней мѣрѣ слѣдовало бы пощадить
ради тѣхъ, которые получали (отъ ннхъ) долю. Но ничего подоб¬
наго онъ ни сказалъ, ни помыслилъ, а вналъ, что Богъ все устрояетъ
на пользу. И чтобы ты вналъ, что Іовъ нанесъ діаволу болѣе силь¬
ный ударъ именно тогда, когда, будучи лишенъ (всего), возблаго¬
дарилъ (Бога), чѣмъ когда, владѣя (имуществомъ), являлъ со¬
страданіе, поразмысли о темъ, что, когда онъ владѣлъ, діаволъ
могъ высказать нѣкоторое подозрѣніе, хотя и ложное, онъ все же