Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XIX. 209 вѣющихъ удовольствія радоваться наравнѣ съ испытывающими, по¬
буждая считать общими (всѣмъ намъ) блага ближнихъ. Поэтому-то 188
я, и дома сидя, радовался вмѣстѣ съ вами, (а сегодня), хоть и
не совсѣмъ еще оправился отъ болѣзни, поднялся и побѣжалъ
къ вамъ, чтобы видѣть ваши любезныя лица и принять участіе
въ настоящемъ празднествѣ. А настоящій день, полагаю я, пред¬
ставляетъ величайшее торжество, по причинѣ присутствія нашихъ
братьевъ, которые придали сегодня блескъ нашему городу и укра¬
сили наше собраніе. Люди эти хотя и отличны отъ насъ по языку'),
но согласны съ нами по вѣрѣ, живутъ въ тихомъ спокойствіи и
проводятъ вогдержную и достославную жизнь. Въ самомъ дѣлѣ,
у этихъ мужей нѣтъ ни театровъ съ ихъ безчинствомъ, ня кон¬
скихъ состязаній, ни развратныхъ женщинъ, ни прочей сумятицы
городской. Распутство во всѣхъ его видахъ изгнано, и повсюду
обильно процвѣтаетъ благонравіе. А причина этого въ томъ, что
жизнь ихъ полна труда, и училище добродѣтели и воздержности іяя
они находятъ въ воздѣлываніи 8емли, занимаясь тѣмъ самымъ
искусствомъ, которое Богъ прежде всѣхъ прочихъ ввелъ въ нашѵ
жизнь. Адаму еще до согрѣшенія, когда онъ наслаждался
полной свободой, было предписано заниматься нѣкотораго рода
земледѣліемъ, не тяжелымъ, правда, и чуждымъ изнурительнаго
утомленія, но вмѣстѣ съ тѣмъ доставлявшимъ ему великое любо¬
мудріе. Поставилъ его, говорится (въ Писаніи), дѣлати и яра-
нити рай (Бнт. н, 15). На кого бы вы ни посмотрѣли игъ этихъ
мужей, вы увидѣли бы, какъ каждый ивъ нихъ въ одно время
впрягаетъ пашущихъ воловъ, тащитъ плугъ и разсѣкаетъ глубо¬
кую борозду, въ другое—восходитъ па священное возвышеніе и
воздѣлываетъ души подчиненныхъ, то онъ срѣзаетъ серпомъ тер¬
нія съ поля, то словомъ счищаетъ съ душъ грѣхи, потому что
они не стыдятся занятій землей, какъ жители нашего города, а
стыдятся праздности, вная, что она научила всякому злу и искони
была наставницей порока для возлюбившихъ ее. Эти люди больше,
чѣмъ кто-либо, мудрствуютъ наивысшею мудростію, покагывая
свою добродѣтель не по внѣшности, а по самому убѣжденію. ЧтЬ
касается мудрецовъ явнческихъ, то они ничуть не лучше актеровъ
и комедіантовъ, такъ какъ не въ силахъ показать ничего боль¬
шаго, кромѣ плаща а), бороды и длинной мантіи; а эти люди, .
совершенно иаоборотъ, распрощавшись съ посохомъ, бородою, и
прочими принадлежностями, украсили свою душу предписаніями ') Хітеія селъ ■ деревень въ окрестностяхъ Аитіохін говорили сірсжимъ языкомъ. *) Трір«* *ѵ — спартанскій плащъ (короче в грубѣе, чѣмъ иматій), а также — по¬
тертое платье, которое ноенля бѣдные; со времени Сократа—обычная одежда всѣхъ
философовъ. тволипя СВ. ІОАННА 8ЖАТ070ТАГ0. 14