Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВСЪДН О СТАТУЯХЪ ХПІІ. 205 болѣзновали объ этомъ, а не радовались и веселились. Ежели Я,
Который наказываю, говоритъ Онъ, дѣлаю это, не радуясь, и не’
услаждаюсь ихъ мученіемъ (хотѣніемъ бо не хощу смерти грѣш¬
ника-—Іез. хгш, 28, 32; сн. хххш, 11); то и ты долженъ подра-
лсать Господу, и болѣзновать о томъ самомъ, что (грѣшвивъ) далъ
случай и поводъ къ праведному наказанію. Посему кто печалится по
Богѣ, тотъ получаетъ отъ этого великую пользу. Если же претерпѣ¬
вающіе побои блаженнѣе тѣхъ, которые наносятъ ихъ, если наши ’)
страдальцы блаженнѣе явычнивовъ, живущихъ въ повоѣ, и скор¬
бящіе—веселящихся, то какой же еще можетъ быть у насъ поводъ къ
скорби? Поэтому никого не должно называть блаженнымъ, кромѣ жи¬
вущаго только по Богѣ; этихъ однихъ ублажаетъ и Писаніе. Блаженъ,
говоритъ, мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Пс. і, 1).
Блаженъ, его же аще напажеши, Господи, и отъ закона Твоею •
научмгии его (Пс. хоіп, 12). Блаженн непорочнін въ путъ (Пс.
схѵш, 1). Блаженн вси надѣющійся нанъ (Пс. п, 12). Блаженъ
языкъ, ему же Господъ Богъ ею (Пс. хххіі, 12). Блаженъ, ему же не ваврѣ душа ею (Сир. хіт, 2). Блаженъ музея, боялся Го¬
спода (Пс. схі, 1). И Христосъ опять (говоритъ) такъ: блаженн
плачугщіи, блаженн нищіи, блаженн кротцыи, блаженн миро¬
творцы, блазюенн изгнана правды ради (Матѳ, т, 3—11). Видишь,
какъ божественные законы вездѣ ублажаютъ не кого-либо ивъ
богатыхъ, ни ивъ знатныхъ родомъ, ни ивъ пользующихся славою,
но стяжавшаго добродѣтель!. Это потому, что требуется, чтобы
основаніемъ всѣхъ нашихъ дѣлъ, или страданій, былъ страхъ
Божій; и если ты заранѣе насадишь этотъ корень, то не только
повой, честь, слава н уваженіе, но и обиды, и клеветы, и оскорб¬
ленія, н бевчестіе, и мученія, и всѣ вообще бѣдствія произрастятъ
тебѣ плоды радости. И какъ корни деревъ сами горьки, а плоды
приносятъ вамъ весьма пріятные, такъ и печаль ію Богѣ прине¬
сетъ намъ великую радость. Вто только часто молился со скорбію
и проливалъ слезы, тѣ внаютъ, какую получили овн радость, какъ івв
очищали совѣсть, какъ возставали съ благою надеждою. Это
потому, что, какъ я всегда говорю, ве свойство вещей, а мысль
ваша обыкновенно печалитъ и радуетъ насъ. Итакъ, если мы
настроимъ ее, каковою ей быть должно, то будемъ имѣть залогъ
всякаго благодушія. Бакъ тѣлу вредитъ и пользуетъ не столько
свойство воздуха и внѣшнія вліянія, сколько*'Собственное лред-
расположеніе; точно то же самое н съ душею, и тѣмъ еще болѣе,
что тамъ неизбѣжность природы, а вдѣсь все зависитъ отъ сво¬
бодной воли. Поэтому Павелъ, претерпѣвъ безчисленныя бѣдствія: *) Т. в. хравтімекіе.