Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XVIII. 20» бавленіе отъ трудовъ н приведеніе къ вѣнцамъ и наградамъ, на¬
значеннымъ для подвивавшихся въ благочестіи и добродѣтели. А безвременная кончина дѣтей? Но и это переноситъ овъ муже¬
ственно, и говоритъ словами Іова: Господь Господь отъять:
яко Господези изволпся, тако и быстъ: • буди имя Господне
благословенно во вѣки (Іов. і, 21). Если же смерть и потеря дѣ¬
тей не могутъ опечалить,—тѣмъ болѣе ущербъ въ имуществѣ, по¬
ношенія, обвиненія, клеветы и болѣзни тѣлесныя никогда не мо¬
гутъ поравить столь великой и доблестной души. Такъ и апостолы
подвергались побоямъ, но не скорбѣли. Велико уже и это.; но
гораздо важнѣе то, что они не только не скорбѣли, но и самые
бичи дѣлали поводомъ въ еще большей радости, и возвратились
отъ лицъ собора, радующеся, яко за имя Христа удостоились при- . иять безчестіе (Дѣян, г, 41). Оскорбилъ кто и обругалъ такого
человѣка? Но онъ наученъ Христомъ радоваться среди поношеній:
радуйтеся, говоритъ (Христосъ), и веселитеся, еіда рекуть всякъ ]<щ
золь ілаюль, на вы лжущв Мене ради, яко мзда ваша мноъа на
небесѣхъ (Матѳ, г, 11, 12). Впалъ онъ въ болѣвнь? Но онъ слы¬
шалъ, какъ другой увѣщеваетъ и говоритъ: въ болѣзни и бѣдно¬
сти уповай кань:яко во огни искушается злато, и человѣцы
пріятни въ пещи смиренія (Сир. хххѵпі, 9; п, 5, 6). Если же
нм смерть, ни потеря имущества, ни болѣзнь тѣлесная, ни без¬
честіе, ни поруганіе, ни иное что подобное не можетъ его опеча¬
лить, напротивъ еще и радуетъ,—то какая будетъ у него еще
причина печали? Что же, скажешь, развѣ святые не скорбѣли? Не слышишь ли, что говоритъ Павелъ: скорбь ми есть вслія, и
непрестающая сердцу моему (Римл, іх, 2)? Вотъ это самое и уди¬
вительно, что скорбь приносила польву и радость отъ самаго плача.
Какъ бичи причиняли (апостоламъ) не боль, а радость, такъ опять
и скорбь доставляла (Павлу) великіе тѣ вѣнцы. И вотъ что еще
удивительно: мірская—не только печаль, но и радость наноситъ,
крайній вредъ, а въ дѣлахъ духовныхъ совсѣмъ напротивъ: не
только радость, но и печаль имѣетъ великое сокровище благъ; а
какъ вто, я скажу. Нерѣдко иной въ мірѣ радуется, увидя врага
въ несчастій, и этою радостію навлекаетъ на себя великое нака¬
заніе. Другой, опять, скорбитъ, увидя брата падшимъ, и этою
скорбію пріобрѣтаетъ себѣ отъ Бога великое благоволеніе. Видишь ли, какъ печаль по Богѣ лучше и полезнѣе' радости
мірской? Такъ и Павелъ печалился о грѣшникахъ, о невѣрующихъ,
въ Бога, и за вту печаль получилъ великую награду. Но чтобы
сдѣлать мнѣ слова свои яснѣе, и чтобы вы увнали, что сказанное,
хотя и удивительно, однако истинно, и что плачъ дѣйствительно
часто ободряетъ скорбящія души и облегчаетъ обремененную со-