Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
20 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. хающая отъ сею въ сіе: овцы их многоплодны, множающіяся во
исходникахъ своихъ, воловеихъ толсти. Нѣсть-паденія
ниже прохода,ниже вопля въ стогнахъ ихъ. Ублажигиа люди,
имъ оке сія суть (Исая, схыи, 11—15). Ты же что говоришь,
пророкъ?—Блаокени людіе, имъ оке Господь Богъ ихъ (ст. 15). Не
того, кто обогащается имуществомъ, а того, кто украшается бла¬
гочестіемъ, говоритъ онъ, я считаю блаженнымъ, хотя бы онъ
терпѣлъ безчисленныя бѣдствія. Если же нужно назвать и девя¬
тую причину, то мы указали бы на то, что скорбя дѣлаютъ болѣе
испытанными тѣхъ, кто подвергается нмъ, ибо скорбь терпѣніе
содлловаетъ, терпѣніе оке искусство, искусство оке , упованіе оке не посрамитъ (Римл, 3—5). Видишь ли, что
искусство, являющееся изъ скорби, внушаетъ намъ надежду на
будущее, и пребываніе въ искушеніяхъ заставляетъ насъ имѣть
хорошія надежды на будущее? Такимъ образомъ, я не бевъ осно¬
ванія говорилъ, что зти скорби утѣшаютъ насъ надеждами на
воскресеніе и дѣлаютъ искушаемыхъ лучшими: яко во огни иску¬
шается злато, такъ и человѣкъ принятый въ пещи смиренія
(Сирах. п, 5). Можно указать и десятую причину. Еакую же именно?
Ту самую, которую я называлъ уже часто и раньше, именно,—.
если у насъ есть какіе-нибудь пороки, то устранимъ вдѣсь и ихъ.
И на зто указывая, патріархъ говорилъ богатому, что Жаварь вос-
39 пріялъ своя злая, почему утѣшается (Лук. хп, 25). И кромѣ
этой найдемъ опять иную причину. Въ чемъ же вта? Въ томъ,
чтобы умножить намъ вѣнцы и награды, потому что въ той мѣрѣ,
какъ возрастаютъ скорби, умножаются н воздаянія, вѣрнѣе же—
гораздо больше, потому что недостойны, говоритъ апостолъ, страсти
нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Римл,
пн, 18). Итакъ, имѣя возможность укавать столько причииъ стра¬
данія святыхъ, не будемъ ни роптать въ искушеніяхъ, ни сомнѣ¬
ваться, ни смущаться, а станемъ и сами воспитывать свои души,
и другихъ научать этому. И если ты увидишь человѣка, который-
живетъ добродѣтельно, стремится къ любомудрію, угождаетъ Богу,
и затѣмъ терпитъ безчисленныя бѣдствія, то не соблазнись, воз¬
любленный! И если ты увидишь, что кто-нибудь приступаетъ къ.
духовнымъ дѣланъ н думаетъ достичь чего-нибудь полезнаго, за¬
тѣмъ терпитъ неудачу, то не смущайся. И я внаю, что многіе
спрашиваютъ такъ: одинъ, говорятъ, отправился въ Мартиріонъ '),
чтобы доставить средства помощи бѣднымъ, но подвергся корабле¬
крушенію и погубилъ все. Другой, опять, дѣлая тоже самое, по¬
пался разбойникамъ и едва спасъ свою живнь, убѣжавъ отъ нихъ. *)*) Мартбрюѵ—этимъ именемъ навивался храмъ Спасители въ Іерусалимѣ.