Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
195 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ ХГ1І. еовидо ожиданіе несчастія; но когда всѣ другіе собираютъ себѣ
и чужое, оии отдавали свое, не только бывшимъ вмѣстѣ съ ними, т
но и жившимъ вдали. Видишь, какая вѣра въ Бога и любовь въ
•ближнему? Хочешь ли угнать еще и иное преимущество втого
города? Въ Антіохію пришли нѣкоторые игъ Іудеи и стали иска¬
жать проповѣдь (евангельскую) и вводить іудейскіе обряды. Не
снесли (антіохійцы) въ молчаніи итого нововведенія и не остались
въ покоѣ, но, сошедшнсь и составивъ сборъ, послали въ Іеруса¬
лимъ Павла и Варнаву, и сдѣлали то, что- апостолы разослали
по всей вселенной догматы чистые, свободные отъ всякой іудей¬
ской немощи1) (Дѣян. хѵ). Вотъ это достоинство, вотъ это пре¬
имущество города: это дѣлаетъ его главнымъ городомъ не на
землѣ, а на небѣ. А всѣ другія отличія тлѣнны, непрочны, и пре¬
кращаются вмѣстѣ съ настоящею жизнію, часто оканчиваются и
прежде настоящей жизни, какъ это случилось и теперь. По мнѣ,
городъ, въ которомъ нѣтъ боголюбивыхъ жителей, хуже всякой
деревни и безславнѣе всякой пещеры. И что говоритъ о городѣ?
Чтобы узналъ ты основательно, что одна добродѣтель украшаетъ
жителей, я ничего не стану говорить тебѣ о городѣ, но поста¬
раюсь это доказать, взявъ въ примѣръ то, что досточтимѣе вся¬
каго города, именно храмъ Божій въ Іерусалимѣ. Это—храмъ, въ
которомъ (приносились) жертвы и молитвы, (совершались) бого¬
служенія, гдѣ (находились) Святое Святыхъ, и Херувимы, и За¬
вѣтъ, и стамна златая,—эти великія знаменія промышленія Божія
о народѣ; гдѣ были даваемы постоянныя откровенія свыше, вдох¬
новляемы Богомъ пророки; гдѣ устройство было дѣломъ не чело¬
вѣческаго искусства, но мудрости Божіей; гдѣ стѣны повсюду бли¬
стали множествомъ эолота, и (гдѣ) чрезвычайная драгоцѣнность
матеріала и тщательность искусства, сочетавшись между собою,
показывали, что это тогда былъ единственный такой храмъ на землѣ.
Вѣрнѣе же сказать, не одна тщательность искусства, но и му¬
дрость Божія участвовала въ построеніи этого вданія, потому что
'Соломонъ предначерталъ его и вовдвигъ такимъ не по своему произ¬
волу, не самъ собою, но бывъ наставленъ во всемъ отъ Бога и
получивъ предначертаніе съ пеба. И однако, этотъ прекрасный,
удивительный и святой храмъ, когда молившіеся въ немъ развра¬
тились, былъ такъ обезчещенъ, опозоренъ и оскверненъ, что еще
прежде разрушенія своего названъ вертепомъ разбойниковъ (Іер.
пт, 11; Матѳ, ххі, 13) и пещерою гіены, а впослѣдствіи преданъ
былъ въ варварскія, нечистыя и скверныя руки. Хочешь ли угнать
это же самое и о городахъ? Что было великолѣпнѣе городовъ •) Такъ св. Златоустъ называетъ обряды іудейскіе, которые потеряли всю силу
•свою съ пришествіемъ Спасителя.
изданіе спв. дух академіи. 13*