Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XVII. 191 <инови) кого не родили и не воспитали, кого не видѣли, о конъ
не слыхали, съ кѣмъ никогда не встрѣчались, кого узнали по
-одному только несчастію,—тѣхъ возлюбили, такъ что, еслибы они
имѣли и тысячу жизней, рѣшились бы отдать всѣ (жизни) за ихъ
(подсудимыхъ) спасеніе. Не говори мнѣ, что (иноки) не были
убиты и не пролили крови: говори о томъ, что они показали предъ
судіями такую смѣлость, какую могли бы показать только рѣшив¬
шіеся на смерть; а съ такимъ намѣреніемъ они и пришли съ своихъ
горъ въ судилище. Въ самомъ дѣлѣ, еслибы они заранѣе не
приготовились во всякой смерти, то и не могли бы они тогда такъ
смѣло говорить къ судьямъ и показать такую силу духа. Они
просиживали цѣлые дни предъ дверями судилища, будучи готовы
отнять у палачей тѣхъ, кого поведутъ (на мѣсто кавни). Гдѣ теперь тѣ, которые одѣваются въ плащи, выставляютъ
на показъ длинную бороду, и носятъ въ правой рукѣ палку,—
языческіе философы, — эти презрѣнные циники, которые хуже
подстольныхъ псовъ, и все дѣлаютъ только для чрева? Всѣ они т
тогда оставили городъ, всѣ убѣжали, всѣ скрылись въ пещерахъ:
-одни тѣ, которые самыми дѣлами доказываютъ любомудріе, явились
иа площади такъ безстрашно, будто бы никакое бѣдствіе не постигло
города. Жители городовъ убѣжали въ горы и пустыни; а обита¬
тели пустынь поспѣшили въ городъ, доказывая самымъ дѣломъ
то, о чемъ я въ предшествующіе дни говорилъ непрестанно,
.именно—что живущему добродѣтельно не можетъ повредить и
печь *). Таково любомудріе души: оно выше всего—и пріятнаго
и горестнаго; ни тѣмъ не разслабляется, ни этимъ не подавляется
и не унижается, но всегда бываетъ одинаково, обнаруживая свою
крѣпость и силу. Еого не обличила (въ слабости) трудность настоя¬
щаго времени? Занимавшіе у насъ первыя должности, началь¬
ствующіе, владѣющіе несчетнымъ богатствомъ, пользующіеся вели¬
кимъ дерзновеніемъ предъ царемъ, всѣ они, оставивъ домы пустыми,
помышляли только о своемъ спасеніи; тогда-то оказалось, что
значитъ вся дружба и родство ихъ; кого они прежде знали, тѣхъ
во время влополучія и знать не хотѣли, и сами желали быть ими
не знаемы. А иноки, люди бѣдные, не имѣющіе ничего, кромѣ
худой одежды, жившіе въ сельской простотѣ, казавшіеся дотолѣ
ничтожными, пребывавшіе на горахъ н въ лѣсахъ, предстали, какъ
нѣкіе львы, съ великимъ и высокимъ духомъ, въ то самое время,
какъ всѣ боялись и трепетали,—(предстали) и превратили бѣд¬
ствіе, не въ продолженіе многихъ дней, а въ краткій промежутокъ
времени. И какъ храбрые герои, не только самою борьбою съ ') Т. «. мыть яв повредила трекъ святынь отрокамъ равжеаявк вавилонская печь.