Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ I. 19 9. Отсюда очевидно, что наша жизнь не ограничивается пре¬
дѣлами настоящаго существованія. И ото становится яснымъ изъ
искушеній. Никогда бы не потерпѣлъ Богъ, чтобы претерпѣвшіе
столько великихъ бѣдствій и проведшіе всю настоящую жизнь въ
искушеніяхъ и безчисленныхъ опасностяхъ не были вознаграждены
гораздо бблыпиии дарами. Если же Онъ не потерпѣлъ бы (этого),
то очевидно, что Онъ уготовалъ нѣкую нную, лучшую и болѣе
свѣтлую живнь, въ которой Онъ долженъ увѣнчать борцовъ бла¬
гочестія и прославить (ихъ) предъ взорами всей вселенной. Итакъ, 28
когда ты увидишь, что праведникъ находится въ нуждѣ, терпитъ
бѣдствія, подвергается недугу, бѣдности, и заключаетъ настоящую
жизнь множествомъ другихъ бѣдствій, тогда скажи себѣ, что
если бы не было воскресенія и суда, то Богъ не попустилъ бы
потерпѣвшему за Него столько волъ отойти отсюда, не испытавъ
ничего хорошаго. Очевидно отсюда, что Онъ уготовалъ имъ дру¬
гую жизнь гораздо болѣе пріятную и счастливую, чѣмъ настоящая,
потому что если бы было не такъ, то онъ не дозволилъ бы многимъ
нечестивымъ жить въ роскоши въ теченіе настоящей жизни, а мно¬
гимъ праведникамъ не допустилъ бы оставаться въ безчисленныхъ
■бѣдствіяхъ. Но такъ какъ уготованъ иной вѣкъ, въ которомъ Онъ
намѣренъ воздать всякому по достоинству, одному—мзду нечестія,
другому—мзду добродѣтели, то Онъ н терпитъ, видя, какъ одинъ
бѣдствуетъ, а другой роскошествуетъ. И другую причину поста¬
раюсь представить отъ Писаній. Въ чемъ же она заключается?
Въ томъ, чтобы мы, будучи призываемы къ той же самой добро¬
дѣтели, не говорили, что они (святые) имѣли иную природу, или
что они не были людьми. Поэтому нѣкто, говоря о великомъ Иліи,
сказалъ такъ: Иліа человѣкъ бѣ подобострастенъ намъ (Іак. г, 17).
Видишь ли, что соучастіемъ въ страданіяхъ апостолъ показываетъ,
что онъ (Илія) былъ человѣкомъ, какъ и мы? И еще: есмъ бо и азъ
человѣкъ подобострастенъ вамъ (Преи, гн, 1),—и это ручается за
•общность природы. А чтобы ты зналъ, что страданія святыхъ на¬
учаютъ насъ ублажать того, кого (именно) нужно ублажать, это ясно
изъ слѣдующаго. Когда ты слышишь Павла, который говоритъ,
что до нынѣшняго часа и алчемъи и наготуемя, и
страждемъ, и скитаемся, и тружд(1 Кор. іѵ, 11), и что
его же любитъ Господъ, наказуетъ; біетъ же всякаго сына, его
же пріемлетъ (Евр. хи, 6), то ясно, что мы будемъ восхвалять
не тѣхъ, кто наслаждается спокойствіемъ, а тѣхъ, которые терпятъ
притѣсненія и скорби за Бога, и будемъ соревновать живущимъ
добродѣтельно и заботящимся о благочестіи. Такъ и пророкъ го¬
воритъ: десница ихъ десница неправды, дщери
у крашены яко подобіе храма, хранилища ихъ исполнены,
юдашк опв. дп.академіи. 2*