Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
185 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ ХГІ. И есл бы Онъ этого не сдѣлалъ, то дарованіе богатства было
бы не даромъ, а наказаніемъ н мукой. Неразумный и расточи¬
тельный отрокъ, получивъ родительское наслѣдство, отъ этого са-
наго погибаетъ, потому что у него нѣтъ столько благоразумія,
сколько бы нужно для управленія имуществомъ; напротивъ, если
будетъ благоразуменъ, скроменъ, цѣломудренъ и умѣренъ, если
употребляетъ отцовское имущество на нужды, тогда онъ стано-
вктся еще болѣе знаменитымъ н славнымъ. Такъ должно быть н
съ нами. Когда мы пріобрѣтемъ духовное благоразуміе, когда всѣ
достигнемъ въ мужа совершенна, въ мѣру возраста (Еф. іг, 13),
тогда Богъ дастъ намъ все, что обѣщалъ; а теперь, какъ малыхъ
дѣтей, учитъ Онъ насъ, ободряя и утѣшая. И не эта одна польза
отъ того, что скорби предшествуютъ (блаженству); есть и другая,
не меньшая этой. Вто напередъ наслаждается, а послѣ наслажде¬
нія ожидаетъ мученія, тотъ, вслѣдствіе ожиданія будущихъ бѣд¬
ствій, не ощущаетъ и настоящаго наслажденія; а кто прежде тер¬
питъ горести и послѣ нихъ надѣется наслаждаться веселіемъ,
тотъ ни во что ставитъ н настоящія непріятности, въ надеждѣ
будущихъ благъ. Такъ Богъ опредѣлилъ напередъ быть бѣдствіямъ,
не только для безопасности, но и для удовольствія и утѣшенія
нашего, чтобы мы, будучи облегчаемы надеждою на будущее, ни¬
сколько не чувствовали настоящаго. Указывая на это самое, н
Павелъ говоритъ: еже нынѣ легкое печали нашея, по преумноже¬
нію въ пресмѣяніе, тяготу вѣчныя славы содѣловаетъ намъ, не
смотряющимъ намя вггдимыхъ, но невидимыхъ (2 Кор. гѵ, 17, 18).
Онъ назвалъ скорбь легкою, не по собственной природѣ бѣдствій,
но по ожиданію будущихъ благъ. Бакъ купецъ не чувствуетъ тя¬
гости плаванія, будучи облегчаемъ надеждою на прибыль, и бо¬
рецъ мужественно переносятъ удары въ голову, имѣя въ виду
вѣнецъ; такъ и мы, взирая на небо и небесныя блага, мужественно
перенесемъ всѣ, какія ни постигнутъ насъ, бѣдствія, укрѣпляясь
доброю надеждою на будущее. Итакъ, съ этимъ изреченіемъ *) и
выйдемъ отсюда: оно и просто н кратко, но заключаетъ въ себѣ
великій урокъ любомудрія. Вто въ печали н скорби, тотъ находитъ
вдѣсь достаточное утѣшеніе; кто въ наслажденіи и роскоши, тотъ—
великое вразумленіе. Когда, возлежа за трапезой, вспомнишь это
изреченіе, то скоро уклонишься отъ пьянства и пресыщенія, узнавъ
ввъ этого изреченія, что намъ должно подвизаться,—н скажешь
самому себѣ: Павелъ въ увалъ и темницахъ, а я въ упоеніи н за
роскошною трапезою; какое же будетъ мнѣ прощеніе? Это изре¬
ченіе полезно и для женъ. Любящія наряды н расточительныя, ') Т. е. «Яв«віі юмш Іисусъ Христовъ».