Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ ХТІ. 183 литься ини предъ судьею, но дѣлаешь противное? Не представ¬
ляется ли въ схаванномъ нами недоумѣніе? Но я сейчасъ же
дамъ рѣшеніе. Павелъ сдѣлалъ это не по робости и не но страху,
но по великой мудрости и благоразумію духовному; а какъ ото,
вотъ я и скажу. Онъ бесѣдовалъ съ явычникомъ, невѣрнымъ я
не знающимъ нашего ученія: поэтому не хотѣлъ убѣждать его
указаніемъ на вещи трудныя, но, какъ говорилъ онъ о себѣ— и»
быхъ беззаконнымъ, яко беззаконенъ (1 Кор. гх, 21), такъ посту¬
пилъ и здѣсь. Если, говоритъ (апостолъ), услышитъ (судья) о
узахъ и скорбяхъ, тотчасъ убѣжитъ, потому что не знаетъ силы узъ.
Пусть прежде увѣруетъ, пусть вкуситъ проповѣди: тогда и самъ
устремится къ этимъ увамъ. Я слышалъ слово Господа моего, что
никто же приставляетъ приставленія плата небѣлена ризѣ
ѳетсѣ: возьметъ бо кончину свою отъ ризы, и юрта дира будетъ.
Ниже вливаютъ вина нова въ мѣхи ветхи: аще ли же ни, то
просадятся мѣси (Мате, іх, 16, 17). Душа этого человѣка есть
риза ветхая и мѣхъ ветхій: она не обновлена вѣрою, не возрож¬
дена благодатію Духа, еще немощна и земна, думаетъ о житей¬
скомъ, прнвявана къ блеску мірскому, любитъ настоящую славу.
Если въ самомъ началѣ онъ услышитъ, что, сдѣлавшись христіа¬
ниномъ, онъ потомъ сдѣлается узникомъ и отягченъ будетъ око¬
вами, то, устыдясь н покраснѣвъ, убѣжитъ отъ проповѣди. Вотъ
почему (Павелъ) сказалъ: кромѣ узъ сихъ, — не порицая самыя
узы, — да не будетъ! — но снисходя къ немощи судьи; самъ же
онъ такъ любитъ и лобызаетъ ихъ, какъ любящая наряды жен¬
щина свои золотыя ожерелья. Откуда это видно? Радуюся во страданіяхъ моихъ, говоритъ
онъ, яко исполняю лишеніе скорбей Христовыхъ во плоти моей
(Кол. і, 24); и опять: яко вамъ даровася еже о Христѣ, не токмо
еже въ Нею вѣрованьи, но и еже по Немъ страдати (Филип. і, 29); н опять: не течію охе, но и хвалимся въ скорбехъ (Римл, г, 3).
Если хе онъ радуется и хвалятся скорбями, и называетъ ихъ
даромъ благодати, то очевидно, что онъ по той причинѣ говорилъ
такъ, бесѣдуя съ судьею. И въ другомъ мѣстѣ, будучи опять по¬
ставленъ въ необходимость хвалиться, онъ доказываетъ тоже самое
такъ: еладцѣ убо похвалюся, говоритъ, въ немощехъ , въ бѣ¬
дахъ, въ досажденіяхъ, въ изгнаніяхъ, въ тѣснотахъ, да вселится въ мя сила Христова (2 Кор. хн, 9, 10). И опять: аще похва¬
ляется ми подобаетъ, о немощи моей похвалюся (2 Кор. хі, 30). И еще въ одномъ мѣстѣ, сравнивая себя съ другими, и чревъ это
сравненіе показывая намъ (свое) превосходство, говоритъ такъ:
елуохителіе ли Христовы суть; не въ мудрости глаголю, паче азъ
(2 Кор. хі, 23). И, чтобы покавать это превосходство, онъ не