Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
180 ТВОРКНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0У0ТАГ0. все вто. Если вы скоро исполните эту заповѣдь, я преподамъ на¬
ставленіе н о другихъ важнѣйшихъ предметахъ. Вотъ уже другой
годъ бесѣдую я съ вашею любовію, а не успѣлъ изъяснитъ вамъ
н ста стиховъ изъ Писанія. А причина та, что мы должны учитъ
васъ тому, что вн можете сдѣлать дома и сами собою, и что
большая часть наставленія употребляется на нравоученіе. Но
этому бы не слѣдовало быть такъ: улучшенію нравовъ вы должны
бы учиться дома, сами собою, а намъ предоставить изъясненіе
мыслей и ученій Писанія. Если же бы и понадобилось вамъ по¬
слушать (объ атомъ) и отъ насъ, то потребовалось бы на ото не
болѣе одного дня, потому что такой предметъ не разнообразенъ,
не труденъ и не требуетъ доказательства. Когда говоритъ Богъ,
тогда не время умствовать. Богъ сказалъ: (Матѳ, ѵ, 33, 34): не требуй же отъ меня доказательствъ. Это завовъ цар¬
скій; Постановившій этотъ законъ гнаетъ основаніе закона: Онъ
не возбранилъ бы, не запретилъ бы, если бы вто не было полезно.
Цари издаютъ законы часто и не всѣ полезные, потому что они
люди и не могутъ такъ легко найти полезное, какъ Богъ; однако
мы, не смотря на вто, повинуемся. Женимся ли мы, дѣлаемъ ли
завѣщанія, хотимъ ли купить рабовъ, или домы, или поля, или
сдѣлать что-нибудь другое: все вто дѣлаемъ не по своему про¬
изволу, но какъ они постановили; мы не вполнѣ властны распо-
ряжатьел и нашими дѣлами но своей волѣ, но во всемъ подчи¬
няемся ихъ постановленіямъ, а если сдѣлаемъ что вопреки ихъ
волѣ, то сдѣланное бываетъ безъ силы и пользы. Вотъ какую
честь воздаемъ мы человѣческимъ законамъ! А Божіи законы
неужели будемъ такъ попирать, скажи мнѣ? И какого вто достойно
извиненія, какого прощенія? (Богъ) сказалъ: кленися; не по¬ становляй же противнаго Ему закона своими дѣлами, чтобы тебѣ
безопасно все и дѣлать и говорить. 3. Но довольно объ атомъ; а теперь мы предложимъ вамъ одно
изреченіе изъ нынѣшняго чтенія, и тѣмъ закончимъ слово. Павелъ
юзникъІисусъ Христовъ, говоритъ (апостолъ), и Тимоѳей брать
(Филим. і). Велико вто наименованіе Павла, — имя не по власти
и чести, но но оковамъ и узамъ; истинно велико. Многое и дру¬
гое дѣлаетъ его знаменитымъ—восхищеніе до третьяго неба, воз¬
несеніе въ рай, слышаніе неизреченныхъ словъ (2 Кор. хи, 2—4);
но онъ не указалъ ничего изъ втого, а вмѣсто всего упоминаетъ
іб» объ увалъ, потому что онѣ болѣе, чѣмъ все другое, сдѣлали его
знаменитымъ и славнымъ. Почему же? Потому что то — дары че¬
ловѣколюбія Господа, а вто — знакъ твердости и терпѣнія раба;,
любящіе же, обыкновенно, хвалятся болѣе тѣмъ, что они терпятъ-
за любимыхъ, нежели благодѣяніями, какія получаютъ отъ нихъ.