Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
18 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. тогда виденъ былъ людямъ, когда владѣлъ всѣмъ тѣмъ бо¬
гатствомъ, а тогда, когда, сбросивъ его, подобно одеждѣ, ока¬
зался нагимъ посреди вселенной, какъ бы въ театрѣ, и всѣ были
поражены хорошимъ состояніемъ души его; и не только благодаря
этой наготѣ онъ выказалъ себя, но благодаря также и борьбѣ и
терпѣнію въ болѣзни. Какъ я сказалъ раньше, его поразилъ не Самъ Богъ, чтобы
діаволъ опять не сказалъ: „Ты пощадилъ и навелъ не такое иску¬
шеніе, какое нужно было бы", а отдалъ самому діаволу п погуб-
леніе стадъ и власть надъ тѣломъ. Я, говоритъ Онъ, увѣренъ въ
борцѣ; поэтому не препятствую употребить съ нимъ, какіе хо¬
чешь, пріемы борьбы. Но подобно тому, какъ хорошіе и вполнѣ
полагающіеся на свое искусство и крѣпость тѣла борцы часто
вступаютъ въ борьбу съ противниками не прямо стоя и не на
равныхъ условіяхъ, а дозволяютъ имъ перехватить себя посре¬
динѣ, чтобы сдѣлать болѣе блистательною побѣду, такъ и Богъ
допустилъ діаволу схватить святого посрединѣ, чтобы, когда тотъ
побѣдитъ послѣ такого преимущества борьбы (на сторонѣ діавола)
и распростретъ его на землѣ, былъ болѣе блистательнымъ вѣнецъ.
Золото испытано; какъ хочешь пытай его, какъ хочешь пробуй,
ты не найдешь въ немъ грязи. Но (Богъ) показываетъ намъ не
только мужество другихъ, но и представляетъ еще иное великое
утѣшеніе. ЧтЬ, въ самомъ дѣлѣ, говоритъ Христосъ? Блажени
есте, егда поносятъ вамъ люди, и иждвнутъ и рекутъ всякъ золъ
глаголъ на вы лжущс. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша
много на небесѣхъ. Тако бо твориша и пророкамъ отцы ихъ (Матѳ,
ѵ, 11. 12). И Павелъ опять, желая утѣшить македонянъ, гово¬
ритъ: Вы бо подобницы бысте, братіе, церквамъ Боокіимъ, сущимъ
во Іудеи, зане таяжде и вы пострадаете отъ своихъ сплемен- никъ, якооке и тіи отъ Іудей (1 Ѳесс. іі, 14). Точно также онъ увѣщеваетъ и евреевъ, перечисляя всѣхъ праведниковъ, (страдав¬
шихъ) въ печахъ, ямахъ, въ пустыняхъ, горахъ, въ пещерахъ,
проводившихъ жизнь въ голодѣ и тѣснотѣ (Бвр. хі, 38), потому
что общеніе въ страданіяхъ доставляетъ нѣкоторое утѣшеніе
изгнанникамъ. А что страданія святыхъ даютъ, опять, поводы
говорить и о воскресеніи, послушай, какъ говоритъ объ этомъ
самъ Павелъ: аще бо по человѣку со звѣремъ боряхея въ Ефесѣ,
кая ми польза, аще мертвіи не востаютъ (1 Кор. хг; 32)? И
еще: аще въ животѣ семъ точію уповающе есмы во Христа,
окаяннѣйши всѣхъ человѣкъ есмы (ст. 19). Безчисленныя терпимъ
мы бѣдствія въ настоящей жизни, говоритъ онъ; поэтому, если
нельзя надѣяться на другую жизнь, то кто былъ бы несчастнѣе
насъ?