Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВОДЫ о СТАТУЯХЪ XV. 175 и рта:азъ выжду серпъ летящк въ долготу локтей двадесятъ, н въ широту десяти локтей. И говоритъ, въ домъ нущаюся именемъ Моимъ во лжу, вселится дому ею и скончаетъ ею, и древа ею, и каменіе ею (Зах. г, 1—4). Что
означаютъ эти слова, и для чего кавнь, поражающая клянущихся,
представляется въ образѣ серпа, и серпа летящаго? Для того,
чтобы видѣлъ ты, что невозможно избѣжать суда и уклониться
отъ наказанія: отъ меча летящаго иной, можетъ быть, и уклонится;
но отъ серпа, упавшаго на шею и ставшаго вмѣсто веревки, не
убѣжитъ никто; а когда будутъ у него еще и крылья, то какая,
наконецъ, надежда на спасеніе? Но для чего же онъ скончаетъ
(разрушитъ) и древа и каменіе клянущагося? Для того, чтобы
казнь эта послужила къ вразумленію другихъ. Такъ какъ кля¬
нущійся, но смерти, необходимо будетъ сокрытъ въ землѣ, то раз¬
рушенный н обращенный въ развалины домъ его своимъ видомъ
будетъ внушать всѣмъ проходящимъ и видящимъ не покушаться
на то же, чтобы и не потерпѣть того же; будетъ всегдашнимъ обли¬
чителемъ грѣха умершаго. Не такъ поражаетъ мечъ, какъ клятва;
не такъ убиваетъ мечъ, какъ ударъ клятвы. Поклявшійся, хоть и
кажется живымъ, получилъ уже рану и умеръ. Какъ взявшій ве¬
ревку '), еще прежде нежели выйдетъ изъ города, и придетъ къ
пропасти *), и увидитъ предъ собою палача, уже умираетъ при
догомъ выходѣ изъ дверей судилища; такъ то же бываетъ и съ
клянущимся. Будемъ размышлять объ этомъ, и не станемъ при¬
нуждать братьевъ къ клятвѣ. Что ты дѣлаешь, человѣкъ? Заста¬
вляешь клясться передъ священною трапезою, и тамъ, гдѣ ле¬
житъ Христосъ закланный, закаляешь брата своего? Разбойники
убиваютъ на дорогахъ, а ты убиваешь сына предъ л идемъ матери—
и совершаешь убійство преступнѣе Каинова! Тотъ умертвилъ
своего брата въ пустынѣ, и—временною смертію; а ты наносишь
брату смерть среди церкви, и—смерть вѣчную! Ужели для того
устроена церковь, чтобы намъ клясться? Нѣтъ,—для того, чтобы
молиться. Ужели для того стоитъ трапеза, чтобы мы заставляли
(другихъ) клясться? Нѣтъ, для того стоитъ она, чтобы разрѣшали
мы грѣхи, а не вязали. Но если ты (не стыдишься) ничего другого, такъ постыдись
этой самой книги, которую подаешь для клятвы; раскрой Еван¬
геліе, которое держа въ рукахъ, заставляешь ты другого клясться,
и, услышавъ, что Христосъ говоритъ тамъ о клятвахъ, вострепещи
и удержись. Что же Онъ говоритъ тамъ о клятвахъ? Азъ же гла~ *) Т. е. ореступвпъ. котораго съ веревкою ва шеѣ ведутъ ва мѣсто кааня.
’) Т. е. въ которую ояъ будетъ брошенъ аалачемъ.