Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ I. 17 опасностями, нѣкоторые все-таки впали въ это нечестивое мнѣніе,
то горагдо больше они подумали бы, если бы тѣ не терпѣли ни¬
чего, свойственнаго людямъ. 8. Такова третья причина бѣдствій. Четвертая же состоитъ
въ томъ, чтобы не думали люди, будто бы святые служатъ Богу
но надеждѣ на настоящее счастіе. Въ самомъ дѣлѣ, многіе, живя
распутно, будучи часто упрекаемы многими и призываемы къ под¬
вигамъ добродѣтели, и слыша о похвалахъ святымъ, за мужество
въ бѣдствіяхъ, начинаютъ на нихъ клеветать по этому поводу. И
не только люди, а и самъ діаволъ заподозрилъ тоже самое. Въ са¬
момъ дѣлѣ, когда Іовъ владѣлъ большимъ богатствомъ и наслаждался
полнымъ изобиліемъ, то влой тотъ демонъ, будучи га него упрекаемъ
Богомъ, не имѣя ничего сказать, ни оправдаться въ своихъ пре¬
ступленіяхъ, ни набросить сомнѣніе на добродѣтели праведника,
тотчасъ же прибѣгаетъ въ этой защитѣ, говоря: Еда
чтитъ Тебя; оградилъ еси внутренняя ею и внѣшняя (Іов. і, 10). За награду, говоритъ онъ,—наслаждаясь такимъ изобиліемъ,—онъ
добродѣтеленъ. Что же Богъ? Онъ, желая показать, что не за
награду служатъ Ему святые, лишилъ его всего богатства, пре¬
далъ бѣдности и допустилъ подвергнуться тяжелой болѣвни. За¬
тѣмъ, укоряя діавола, что онъ напрасно заподозрилъ, говоритъ,
что (Іовъ) еще придержится незлобія, ты же реклъ еси вотще
имѣнія ею погубити (Іов. п, 3). Для святыхъ достаточной на¬
градой и воздаяніемъ служитъ самое служеніе Богу, какъ и
для любящаго довольно и той награды, чтобы любить, кого лю¬
битъ, такъ что онъ и не ищетъ ничего сверхъ того, и не думаетъ,
чтобы что-нибудь было больше этого. Если же такъ бываетъ въ
отношеніи къ человѣку, то гораздо больше въ отношеніи къ Богу.
Поэтому и Богъ, желая показать зто, дозволилъ больше, чѣмъ
требовалъ діаволъ. Тотъ говоритъ: посли руку твою и коснися
его (п, 5), а Богъ не такъ, но говоритъ: предаю ти ею (ст. 6).
Подобно тому, какъ на мірскихъ состязаніяхъ сильные и здоро¬
вые тѣломъ атлеты являются не тогда, когда бываютъ оку¬
таны увлаженной масломъ одеждой, а выступаютъ на арену,
сбросивъ ее, нагими, и тогда поражаютъ зрителей полною со¬
размѣрностью всѣхъ членовъ, когда ничто уже не скрываетъ
ихъ тѣла; такъ и Іовъ: когда окруженъ былъ всѣмъ тѣмъ
богатствомъ, то для многихъ неизвѣстно было, каковъ онъ
когда же бросилъ его, подобно тому, какъ атлетъ снимаетъ одежду,
и вышелъ нагимъ на подвигъ благочестія, то въ такомъ обнажен¬
номъ видѣ такъ поразилъ всѣхъ зрителей, что и само воинство
ангельское, зрѣвши это, громко воскликнуло, видя твердость души
его, и рукоплескало побѣдителю. Еакъ я сейчасъ сказалъ, онъ не 27 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 82АТ070ТАГ0. 2