Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
169 ВВОѢДЫ О СТАТУЯХЪ XV. кто не живетъ въ страхѣ, тому невозможно быть добродѣтельнымъ;
равно какъ и живущему въ страхѣ невозможно грѣшить. Не бу¬
демъ же, возлюбленные, скорбѣть и отчаиваться изъ-за настоящаго
бѣдствія, но подивимся изобрѣтательности Божіей премудрости.
Чѣмъ діаволъ надѣялся разрушить нашъ городъ, тѣмъ Богъ воз¬
становилъ и исправилъ его. Діаволъ внушилъ нѣкоторымъ нече¬
стивымъ людямъ поругаться даже надъ царскими статуями, чтобы
разрушить и самое основаніе города; а Богъ это самое происше¬
ствіе употребилъ въ большему нашему вразумленію, страхомъ ожи¬
даемой казни изгнавъ всякую безпечность. И ивъ того самаго,
что демонъ устроилъ, вышло противное тому, чего хотѣлъ онъ:
городъ у насъ съ каждымъ днемъ очищается, и переулки, и пере¬
крестки, и площади свободны стали отъ блудныхъ и соблазнитель- 15&
ныхъ пѣсенъ; и куда бы кто ни посмотрѣлъ, вездѣ молитвы, и
славословія, и слезы вмѣсто безчиннаго смѣха, и любомудрьи рѣчи
вмѣсто словъ срамныхъ; и весь городъ сдѣлался у насъ церковію,
потому что закрылись мастерскія, и всѣ проводятъ цѣлый день
въ молитвахъ, и единогласно съ великимъ усердіемъ призываютъ
Бога. Какое слово могло бы когда-либо сдѣлать это? Какое увѣ¬
щаніе? Какой совѣтъ? Бакая продолжительность времени? 2. Будемъ за это благодарить, а не роптать и негодовать. Что
страхъ есть благо, видно уже и изъ сказаннаго. Но послушай и
Соломона, который такъ любомудрствуетъ о немъ,—Соломона, ко¬
торый жилъ во всякой роскоши и наслаждался великимъ спокой¬
ствіемъ. Что же говоритъ онъ? Благо ходити въ домъ плача, не¬
жели ходити въ домъ пира (Еквл. пі, 2). Что говоришь ты (пре¬ мудрый), объясни мнѣ? Лучше идти туда, гдѣ плачъ и слезы, и сте¬
нанія, и скорбь, и уныніе, нежели туда, гдѣ пляски, и кимвалы,
м смѣхъ, н веселье, н пресыщеніе, и пьянство? Да, говоритъ. По¬
чему, скажи мнѣ, я для чего? Потому что тамъ зараждается наг¬
лость, а здѣсь скромность. Кто побываетъ на пирѣ у человѣка,
который богаче его, тотъ уже не съ прежнимъ удовольствіемъ бу¬
детъ смотрѣть на свой домъ, но со скукой возвратится въ женѣ,
со скукой сядетъ за свой столъ, и въ тягость будетъ и слугамъ,
и дѣтямъ, и всѣмъ домашнимъ, оттого, что изъ-за чужого бо¬
гатства яснѣе увидитъ свою бѣдность. И худо не это только, но
м то, что онъ часто завидуетъ пригласившему его на пиръ; и во¬
обще возвращается домой, не получивъ ничего добраго. Но о пла¬
чущихъ ничего такого сказать нельзя; напротивъ, (у нихъ) много
любомудрія, много скромности. Какъ только войдетъ кто въ пред¬
дверіе дома, въ которомъ есть умершій, и увидитъ мертвеца ле¬
жащаго безгласнымъ, и жену рвущую на себѣ волосы, терзающую
ланиты, ломающую руки, тотчасъ поражается, дѣлается печаленъ,