Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
165 БКСФДЫ О СТАТУЯХЪ XIV. зарождалось бѣдствій и какъ діаволъ подготовлялъ несчастное дѣло
■ возмущеніе Авессаломово. Если бн царь захотѣлъ настоять и
выдержать клятву, весь народъ возсталъ бы н произошло ужаснѣй¬
шее возмущеніе; опять, еслибы сынъ, для своего спасенія, захо¬
тѣлъ предаться войску, онъ тотчасъ сдѣлался бы отцеубійцею.
Видишь, какъ отъ одной клятвы произошли бы и возмущеніе, и
дѣтоубійство, и отцеубійство, и междоусобная война, и брань, и
убійства, и кровопролитіе, и тысячи труповъ! Еслибы произошло
•сраженіе, то, можетъ быть, и Саулъ, и Іонаѳанъ были бы убиты,
пало бы много и воиновъ; и такимъ образомъ ничья клятва не
пришла бы въ исполненіе. Посему не смотри на то, что втого не
•случилось, а подумай о томъ, что самое существо дѣла принужда¬
ло въ втому, только народъ одержалъ верхъ. Теперь исчислимъ,
•сколько произошло клятвопреступленій. Первая клятва Саула на¬
рушена сыномъ; вторая и третья объ умерщвленіи сына—самимъ
‘Сауломъ. Народъ, невидимому, выполнилъ свою клятву: но, если
•обсудить дѣло съ точностію, то и народъ весь подлежитъ винѣ
клятвопреступленія, потому что, не выдавъ отцу сына, принудилъ
отца Іонаѳанова нарушить клятву. Видишь, сколько людей одна
клятва повергла въ клятвопреступленіе, волею или неволею! Сколько
•причинила бѣдствій! Сколько произвела убійствъ! 6. Начиная бесѣду, я обѣщалъ доказать, что въ случаѣ про¬
тивоположныхъ клятвъ неизбѣжно клятвопреступленіе; но раскрытіе
исторія доказало гораздо болѣе, нежели я предполагалъ: она пред¬
ставила не одного, не двухъ и не трехъ человѣкъ, но цѣлый на¬
родъ; не одну, не двѣ и не три клятвы нарушенныхъ, но гораздо
•болѣе. Можно бы разсказать и другую исторію, и показать ивъ
нея, какъ одна клятва произвела несчастіе еще болѣе жестовое
и великое: въ самомъ дѣлѣ, одна клятва причинила и плѣненіе
городовъ, женъ и дѣтей, и опустошеніе огнемъ, и нашествіе вар¬
варовъ, и оскверненіе святыни, и безчисленное множество другихъ
•болѣе ужасныхъ бѣдствій всѣмъ іудеямъ. Но вижу, что слово ста¬
новится пространнымъ: поэтому, превративъ здѣсь передачу этой
исторіи, прошу васъ, вмѣстѣ съ повѣствованіемъ о главѣ Іоанно¬
вой, разсказывать другъ другу и объ умерщвленіи Іонаоана, и о
погибели цѣлаго народа, хотя не совершившихся на дѣлѣ, однако
долженствовавшихъ быть по силѣ клятвы;—напоминать объ зтомъ
(во избѣжаніе клятвъ) и дома, и на площади, и женамъ, и друзьямъ,
я сосѣдямъ, и всѣмъ вообще людямъ, и не думать, будто доста¬
точное для насъ оправданіе, если сошлемся на привычку. Что это
только отговорка и предлогъ, и грѣхъ происходитъ не отъ при¬
вычки, а отъ безпечности, постараюсь вамъ доказать тѣмъ, что
уже случилось.