Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
162 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. 4. Но посмотримъ, что далѣе. И рече Саулъ: въ слѣдъ иноплеменникъ и расхитимъ ихъ; и рече іерей: приступимъ сѣмо
къ Богу (1 Цар. хіѵ, 36). Въ древности Богъ былъ вождемъ во время
браней, и безъ Его соизволенія никогда не осмѣливались (евреи)
начинать сраженіе: война была у нихъ дѣломъ благочестія. Если
они когда и побѣждаемы были, то не отъ слабости тѣлесной, но
отъ грѣховъ были побѣждаемы; а когда и побѣждали, то не си¬
лою и мужествомъ, но по благоволенію свыше побѣждали. И по¬
бѣда и пораженіе были для нихъ школою и училищемъ добродѣ¬
тели, и не только для нихъ, но и для враговъ ихъ; потому что
н для этихъ явно было, что война съ іудеями рѣшалась не ору¬
жіемъ, но жизнію н дѣлами воюющихъ. Зная это и понимая,
какъ непобѣдимъ этотъ народъ, и какъ трудно одолѣть его ору¬
жіемъ и воинскими хитростями, а можно развѣ плѣнять только
грѣхомъ, мадіанитяне нарядили благообразныхъ дѣвицъ и, поста¬
вивъ ихъ предъ войскомъ (еврейскимъ), увлекали воиновъ къ раз¬
врату, чтобы чрезъ прелюбодѣяніе отнять у нихъ помощь Божію,
что и случилось. Бакъ впали они въ грѣхъ, то стали для всѣхъ
удобопобѣдимыми, и кого не могли одолѣть ни оружіе, ни вони,
ни воины, ни какія хитрости воинскія, тѣхъ свивалъ грѣхъ и
предалъ врагамъ; щиты, и копья, и стрѣлы—все это было без¬
сильно, а красота лица и похотливость души побѣдили этихъ
храбрецовъ. Поэтому нѣкто увѣщеваетъ такъ: не навирай чуж¬
дыя доброты, и не срѣтай жены блудницы (Сир. іх. 8, 3): медъ бо каплетъ отъ устенъ жены блудницы, яже на время услаж¬
даетъ твой гортань: послѣди же горчае желчи обрящеши
149 щренну паче меча обоюду остра (Притч. г, 3—4). Блудница лю¬
бить не умѣетъ, а только коварствуетъ; въ ея лобзаніи—ядъ, въ
устахъ—губительная отрава. Если же это и не тотчасъ обнаружи¬
вается, должно тѣмъ болѣе избѣгать ея, что она прикрыла ги¬
бель, носитъ смерть сокровенную, и не даетъ усмотрѣть ее
вначалѣ. Итакъ, кто ищетъ удовольствія и жизни пріятной, тотъ
бѣги сообщества развратныхъ женщинъ, потому что онѣ вно¬
сятъ въ душу своихъ поклонниковъ тысячи войнъ и смятеній,
возбуждая ихъ всѣмъ — и словами и дѣлами—въ бранямъ н
ссорамъ. И какъ самые жестокіе враги, такъ и онѣ все дѣлаютъ
и ведутъ въ тому, чтобы повергнуть ихъ въ безславіе, въ ни¬
щету и въ крайнія бѣдствія. Бакъ звѣроловы, раскинувъ сѣти,
стараются заманить дикихъ животныхъ, чтобы заколоть ихъ;
такъ и эти женщины, раскинувъ всюду сѣти любострастія,
и глазами, и тѣлодвиженіями, и словами завлекаютъ и опу¬
тываютъ своихъ любовниковъ, и отстаютъ не прежде, какъ вы¬
пивъ и самую кровь ихъ, а послѣ сами же нападаютъ на нихъ,