Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
158 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. клятвопреступниконъ. Во-вторыхъ, пусть онъ и не сдѣлалъ этого
по увлеченію, невольно н безъ сознанія: но по саному существу
ш дѣла принужденъ будетъ непренѣнно нарушить клятву съ созна¬
ніемъ и произвольно. Такъ, часто бываетъ, что, когда мы обѣдаемъ
дома и кто-нибудь изъ слугъ провинится, жена поклянется высѣчь
его; а мужъ въ свою очередь поклянется въ противномъ, будетъ
стоять на перекоръ и не уступать: гдѣсь чтЬ бы (мужъ и жена)
ни сдѣлали, неизбѣжно будетъ клятвопреступленіе. Какъ бы они
ни желали н ни старались, уже не могутъ исполнить клятву;
но, что бы ни произошло, одинъ изъ нихъ впадетъ къ клятвопре¬
ступленіе, или даже, навѣрное, оба; а какъ это, я сейчасъ скажу,
потому что это-то и удивительно. Поклявшійся высѣчь слугу или
служанку и потомъ удержанный отъ этого, и самъ нарушаетъ
клятву, потону что пе дѣлаетъ того, въ чемъ клялся, и того, кто
удержитъ его п воспрепятствуетъ исполнить клятву, дѣлаетъ онъ
виновнымъ въ клятвопреступленіи, потому что одинаково виновны,
какъ нарушающіе клятву, такъ и поставляющіе другихъ въ необ¬
ходимость нарушить ее. Впрочемъ, это видѣть можно не только
въ домахъ, но и на площадяхъ, и особенно въ бояхъ, когда
бьющіеся клянутся другъ передъ другомъ—одинъ, что онъ побьетъ,
другой, что не дастъ себя побить; одинъ, что стащитъ одежду,
другой, что не позволитъ этого; оддеъ, что взыщетъ деньги, другой,
что не отдастъ; и много другихъ, одну другой противоположныхъ,
клятвъ дѣлаютъ въ подобныхъ ссорахъ. Кто не видалъ этого н
въ мастерскихъ и въ школахъ? Бываетъ, мастеръ поклянется,
что не позволитъ ученику ѣсть и пить, пока тотъ не окончитъ
даннаго ему дѣла; тоже нерѣдко дѣлаетъ и наставникъ съ юношей
« госпожа съ служанкой. И вотъ, какъ настанетъ вечеръ, а дѣло
не кончено, неизбѣжно бываетъ — или неисправнымъ умереть съ
голоду, или поклявшимся — нарушить клятву. Лукавый демонъ,
всегда злоумыслдющій противъ нашего счастія (вѣдь, тутъ и стоитъ
онъ, подслушивая, когда налагаютъ на себя клятвы), давшихъ
клятву повергаетъ въ безпечность, или дѣлаетъ другое затрудне¬
ніе, чтобы, когда дѣло не сдѣлается, послѣдовали и побоп, и
оскорбленія, и клятвопреступленія, н тысячи другихъ золъ.
Какъ дѣти, съ большимъ усиліемъ тянущія въ разныя стороны
длинную и сгнившую веревку, всѣ падаютъ навзничь, когда
веревка перервется, и одни повреждаютъ голову, другіе—другую
часть тѣла; такъ и клянущіеся другъ предъ другомъ въ против¬
номъ, когда клятва по неизбѣжнымъ обстоятельствамъ будетъ
нарушена, впадаютъ (обѣ стороны) въбегдну клятвопреступленія:
одни потому самому, что нарушили клятву, другіе потому, что
прочимъ подали поводъ къ клятвопреступленію.