Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВОДЫ О СТАТУЯХЪ XIV. 157 къ Богу, а не внсожомудрствовать и не превозноситься. Поэтому,
сказавъ, что сами а себѣ осужденіе смерти нмѣхож, онъ ука¬
залъ и причину. Какая же вто причина? не надѣющесл будемъ
на ся, но на Боіа, возставляющаго мертвыя. Искушенія, когда
мы спимъ ■ падаемъ духомъ, обыкновенно пробуждаютъ, и воз¬
становляютъ, и дѣлаютъ насъ благочестивѣе. Поэтому, когда уви¬
дишь, возлюбленный, что искушеніе то прекращается, то опять
настаетъ, не падай духомъ, не приходи въ отчаяніе, но имѣй
благія надежды, размышляя съ собою такъ, что Богъ предаетъ
насъ въ руки враговъ не по ненависти и не по отвращенію, но
чтобы сдѣлать насъ болѣе усердными и болѣе близкими къ Нему.
Не станемъ же унывать, ни отчаиваться въ перемѣнѣ на лучшее,
но будемъ ожидать самаго скораго мира, и, предоставивъ Богу
прекращеніе всѣхъ овладѣвшихъ нами смятеній, сами возьмемся
опять за свое дѣло, и предложимъ обычное поученіе. Я хочу опять
побесѣдовать съ вами о томъ же предметѣ, чтобы вырвать съ
корнемъ ивъ души вашей злую привычку къ клятвамъ. Для этого необходимо снова прибѣгнуть къ той же просьбѣ.
Недавно просилъ я васъ, чтобы каждый, вэявъ усѣченную и еще
каплющую теплой кровью главу Іоаннову, такъ и пошелъ отсюда
домой, н думалъ, что видитъ ее предъ собою, издающую голосъ
и говорящую: возненавидьте моего убійцу—клятву. Чего не сдѣ¬
лало обличеніе, то сдѣлала клятва; чего не ногъ тяранскій гнѣвъ,
то совершила необходимость исполнить клятву. Тиранъ, когда
обличаемъ былъ всенародно въ слухъ всѣхъ, благодушно перенесъ
обличеніе; а какъ связалъ себя клятвою, тогда отсѣкъ блаженную
ту главу. Этого же самаго и теперь прошу, и не перестану про¬
сить, чтобы мн, куда ни пойдемъ, уходили съ этою главою, и
всѣмъ показывали ее, вопіющую и осуждающую клятвы. И хотя
бы мы были крайне бевпечны и нерадивы, но видя, какъ очи
этой главы страшно смотрятъ на насъ и грозятъ клянущимся,—
сдерживаемые этимъ страхомъ сильвѣе всякой увдн, легко можемъ
обуздывать и отвращать яэыкъ отъ наклонности къ клятвамъ.
Клятва имѣетъ въ себѣ не то одно ало, что, будетъ ли соблюдена
или нарушена, подвергаетъ наказанію связанныхъ ею (чего не
бываетъ ни съ однимъ ивъ прочихъ грѣховъ), — ио я другое, не
меньшее. Что же это такое? То, что давшіе клятву часто,
нри всемъ желаніи и стараніи, ие могутъ не нарушить ея. И
во-первыхъ, вто часто клянется добровольно и противъ воли,
безсознательно и съ сознаніемъ, по дѣлу и шутя, а нерѣдко
увлекаясь гнѣвомъ и многими другими страстями, тотъ неизбѣжно
нарушаетъ клятву. И этому никто не будетъ противорѣчить: такъ
ясно и очевидно, что часто клянущійся по необходимости бываетъ