Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ ХІП. 153 грѣхъ, хотя и дѣлаемъ его. И со стороны Бога величайшимъ бла¬
годѣяніемъ было то, что Онъ нашу совѣсть н волю расположилъ
лобить добродѣтель, а противъ грѣха враждовать, еще до совер¬
шенія ихъ на дѣлѣ. Итакъ, какъ сказалъ я, энаніе о той и о
другомъ положено въ совѣсти всѣхъ людей, и мы не нуждаемся
ни въ какомъ учителѣ, чтобы угнать о нихъ; но самое исполненіе
предоставлено уже свободѣ, старательности и трудамъ нашимъ.
Почему такъ? Потому что, если бы (Богъ) все сдѣлалъ даромъ
природы, мы остались бы бевъ вѣнцовъ и бевъ наградъ; и какъ
безсловесныя га тѣ совершенства, которыми обладаютъ они по при¬
родѣ, не могутъ получать ни награды, ни одобренія, такъ и мы
не получили бы ничего отого. Совершенства естественныя служатъ
въ похвалѣ и чести не обладающихъ, а Того, Кто далъ ихъ. Вотъ по¬
чему Богъ не предоставилъ всего природѣ. Съ другой стороны, не
допустилъ Онъ и свободѣ ваять на себя все бремя н знанія и ис¬
полненія, чтобы она не ужаснулась труда добродѣтели: напротивъ,
совѣсть предписываетъ ей, что дѣлать, а въ исполненію отого она
сама привноситъ отъ себя труды. Такъ, что цѣломудріе есть добро,
мы внаемъ бевъ всякаго труда: ото внаніе отъ природы; но со¬
блюсти цѣломудріе мы не могли бы, если бы не употребляли уси¬
лій, не обуздывали похоти, и не предпринимали великаго труда;
ото уже не дано намъ отъ природы, какъ знаніе, но требуетъ съ ш
нашей стороны усердія и старанія. Вороченъ, не отнмъ только
(Богъ) облегчилъ для насъ тяжесть, но еще и другимъ спосо¬
бомъ,—допустивъ, чтобы и изъ самыхъ совершенствъ нѣкоторыя
были у насъ естественными. Такъ, всѣмъ намъ естественно него¬
довать вмѣстѣ съ обижаемыми (мы сейчасъ же становимся врагами
обидѣвшихъ, хотя сами и ничего не потерпѣли), радоваться съ
получающими защиту и помощь, скорбѣть о несчастіяхъ другихъ,
н услаждаться взаимною любовію. Обстоятельства, правда, произво¬
дятъ между нами непріязнь; но вообще, мы имѣемъ любовь другъ
къ другу. И указывая на ото, одинъ мудрый сказалъ: всяко жи¬
вотно любите подобное себѣ, и всякъ человѣка искренняго своего (Сир. хіп, 19). 4. Много и другихъ учителей, кромѣ совѣсти, приставилъ въ
намъ Богъ, какъ-то: родителей въ дѣтямъ, господъ въ рабамъ, му¬
жей въ женамъ, наставниковъ въ ученикамъ, законодателей н су¬
дей въ подначальнымъ, и друзей къ друзьямъ. Часто даже и отъ
враговъ мы получаемъ пользы не менѣе, чѣмъ отъ другей: когда
они укоряютъ насъ въ проступкахъ, то побуждаютъ насъ, и про¬
тивъ воли, къ исправленію отъ нихъ. А столько учителей приста¬
вилъ къ намъ Богъ для того, чтобы намъ было легко найти н
сдѣлать полевное, такъ какъ многіе, побуждая насъ къ атому, не