Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВОДЫ О СТАТУЯХЪ XII. 141 сдѣлай в ты: разсмотрѣвъ породу безсловесныхъ, бери себѣ, что
есть въ нихъ полезнаго, и, какія у нихъ добрыя качества отъ при¬
роды, тѣ усовершай ты въ себѣ свободною волею; тѣмъ-то ты и
почтенъ отъ Бога, что Онъ далъ тебѣ возможность—естественное
у безсловесныхъ добро совершать по свободному изволенію, дабы
получилъ ты ва ото и награду. Они дѣлаютъ добро не по свободѣ
и не по разсужденію, а по влеченію только природы; наприм.,
пчела дѣлаетъ медъ, наученная атому не разумомъ и раз¬
мышленіемъ, но природою. Вѣдь еслибы ото не было дѣломъ при¬
роды и наслѣдственною способностію всего рода (пчелъ), то, бетъ
сомнѣнія, нѣкоторыя ивъ нихъ не знали бы итого искусства; между
тѣмъ, съ самаго сотворенія міра до настоящаго дня, никто не ви¬
далъ такихъ пчелъ, которыя бы не дѣлали ничего и не составляли
меда. Естественное—обще всему роду, а что отъ свободы, то—не
всеобще; потому что для совершенія этого нуженъ трудъ. 3. Итакъ, ввявъ все нанлучшее, обладай имъ: ты—царь без¬
словесныхъ, а цари въ избыткѣ имѣютъ у себя то, что ни есть
наилучшаго у подданныхъ, золото ли, серебро ли, драгоцѣнные ли
камни, вли великолѣпныя одежды. И смотря на природу, удивляйся
своему Господу. Если же что-либо изъ видимаго превышаетъ тебя
и не можешь ты найти цѣли, прославь Создателя и за то, что
мудрость созданія превосходитъ твое разумѣніе. Не говори: для
чего это? Въ чему это? Всякая вещь полевна, хотя мы и не внаемъ
цѣли. Какъ, вошедши въ лѣчебницу и увидѣвъ множество при¬
готовленныхъ инструментовъ, ты удивляешься ихъ разнообразію,
хоть и не гнаешь ихъ употребленія; такъ сдѣлай и въ отношеніи
къ природѣ: видя множество животныхъ, травъ, растеній и дру¬
гихъ вещей, которыхъ употребленія не знаешь, подивись ихъ
разнообразію, и изумись великому художнику Богу за то, что
Онъ и не все открылъ тебѣ, и не все оставилъ сокровеннымъ. Не все оставилъ Онъ сокровеннымъ, чтобы ты не сказалъ, будто
существующее оставлено беэъ Промысла; не все сдѣлалъ тебѣ
извѣстнымъ, чтобы великое внаше не надмило тебя гордостію.
Такъ и перваго человѣка злой демонъ ниввергъ обѣщаніемъ боль- ш
шаго знанія, а лишилъ и того, какое у него было. Поэтому и
Премудрый совѣтуетъ такъ: вышшиая не ищи, и
себе не нспытуН: яже пш новелѣнна,сія разумѣвай (Снр. ш, .21, 22); потому что большая часть дѣлъ Божіихъ сокровенна. И далѣе: еящшая разума человѣческою «оказана ти суть (ст. 23). А это скаэалъ онъ въ утѣшеніе тому, кто скорбитъ и сѣтуетъ,
что не все онъ знаетъ; и то, говоритъ, что дано тебѣ внать, го¬
раздо выше твоего разума; и это угналъ ты не самъ собою, а на¬
ученный отъ Бога. Будь же доволенъ даннымъ богатствомъ, и не