Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
14 ТВОРКНІЯ СВ. ІОАППА 8ЛАТ0УСТАГ0. родѣ, и не полагали, будто они боги, а не люди. Третья,—чтобы
сила Божія являлась могущественной, побѣждающей н умножаю*
щей проповѣдь чрезъ людей слабыхъ и связываемыхъ узами.
Четвертая,—чтобы яснѣе обнаружилось терпѣніе ихъ самихъ, какъ
людей, которые служатъ Богу не изъ-за награды, а являютъ та¬
кое благомысліе, что и послѣ великихъ бѣдствій обнаруживаютъ чи¬
стую любовь къ Нему. Пятая,—чтобы мы любомудрствовали о во¬
скресеніи. Въ самомъ дѣлѣ, когда ты увидишь, что мужъ правед¬
ный, исполненный великой добродѣтели, терпитъ бевъ конца бѣд¬
ствія, такъ и уходитъ изъ этого міра, то ты невольно вынужденъ
будешь подумать о тамошнемъ судѣ, потому что если люди не
і дозволяютъ трудящимся за нихъ уйти безъ награды и воздаянія,
то гораздо больше Богъ не захочетъ когда-нибудь отпустить не-
увѣнчанвыми тѣхъ, кто столько потрудился; а если Онъ никогда
не захочетъ лишить ихъ воздаянія за труды ихъ, то необходимо
должно быть какое-нибудь время послѣ вдѣвшей смерти, въ ко¬
торое они получатъ воздаянія ва здѣшніе труды. Шестая (при¬
чина) въ томъ, чтобы всѣ, подвергающіеся несчастіямъ, имѣли до¬
статочное утѣшеніе н облегченіе, взирая на нихъ и помня о слу¬
чившихся съ ними бѣдствіяхъ. Седьмая, чтобы, когда мы призы¬
ваемъ васъ (подражать) добродѣтели ихъ и каждому ивъ васъ гово¬
римъ: „подражай Павлу и соревнуй Петруа, вы, по причинѣ чрез¬
мѣрной высоты заслугъ, не подумали, что они были людьми иной
природы, и не отказались боязливо отъ подражанія. Восьмая,
чтобы, когда нужно ублажать и сожалѣть, мы знали, кого нужно
почитать блаженнымъ, а кого жалкимъ и несчастнымъ. Таковы при¬
чины. Но ихъ всѣ надо подтвердить отъ Писаній, и съ точностью
показать, что все сказанное не изобрѣтеніе человѣческихъ раз¬
мышленій, а мысли божественныхъ Писаній. Тогда и слово наше
будетъ заслуживать большаго довѣрія, и глубже западетъ въ
ваши души. Что скорби содѣйствуютъ святымъ въ тому, чтобы
быть кроткими и смиренными, а не надмеваться отъ знаменій и
заслугъ, и что поэтому Богъ попустилъ быть имъ, послушай, какъ
относительно этого самаго говорятъ и пророкъ Давидъ и Павелъ.
Первый говоритъ: Благо мнѣ, яко смирилъ мя с и, яко да
оправданіемъ твоимъ (Пс. схѵпі, 71), а второй, сказавъ, что восхи¬
щенъ былъ на третье небо и вознесенъ въ рай, прибавилъ: и за
премногія откровенія, да не превоз ми пакостникъ
плоти, ангелъ сатанинъ, да ми пакости (2 Кор. хи, 7). Чтб яснѣе этого? Да не превозногиуся, говоритъ онъ,—по причинѣ
этого Богъ допустилъ апгеламъ. сатаны мучить меня. Ангелами
же сатаны онъ называетъ пе какихъ-либо демоновъ, а людей, слу¬
жащихъ діаволу—невѣрныхъ, тиранновъ, язычниковъ, которые по-