Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XII. 139 нія, творить молитвы, слушать слово Божіе, и свободное время,
которое употребляли на развѣдыванье, распрашнванье и бѣганье
•около приходившихъ изъ столицы, и на заботу объ угрожавшихъ
бѣдствіяхъ,—все это время станемъ употреблять на слушаніе бо¬
жественныхъ заповѣдей, а не на занятія неумѣстныя и безполез¬
ныя, чтобы опять не подвергнуться намъ тому же смятенію. 2. Въ три прошедшіе дня мы разсматривали одинъ способъ
богопознанія и окончили его объясненіемъ—какъ небеса повѣдаютъ
славу Бооюію (Псал. хгш, 1), и что значитъ изреченіе Павла: не- видимая бо Ею отъ созданія міра творенмм видима суть (Римл, і, 20); и повивали, какъ прославляется Создатель со¬
твореніемъ міра, какъ — небомъ, вемлею и моремъ. Сегодня, по-
любомудрствовавъ немного опять о томъ же предметѣ, перейдемъ
къ другому. Богъ не только сотворилъ міръ, но сотворенному да¬
ровалъ и способность дѣйствовать, такъ впрочемъ, что и не весь
-оставилъ его безъ движенія, и не всему повелѣлъ двигаться. Небо
стоитъ неподвижно, какъ говоритъ пророкъ: небо, яко камору, и простеръ е, яко скинію на земли (Иса. хь, 22); а
солнце, съ прочими звѣздами, бѣжитъ ежедневно. Земля, опять,
стоитъ твердо, а воды текутъ постоянно, и не только воды, но и
•облава и дожди, частые и смѣняющіе другъ друга въ свое время. И хотя природа дождей одна, но происходящее изъ нихъ раз- ш
лично: въ виноградѣ дождь бываетъ виномъ, въ маслинѣ—масломъ,
а въ другихъ растеніяхъ превращается въ ихъ соки. Утроба земли
одна, но производитъ различные плоды. Теплота солнечнаго луча
одна, но различно приводитъ все въ зрѣлость — иное медленнѣе,
другое скорѣе. Кто не изумится и не удивится этому? Впрочемъ,
не то только удивительно, что Богъ устроилъ природу различною
и разнообразною, но и то, что предложилъ ее всѣмъ вообще, и
богатымъ и бѣднымъ, и грѣшнымъ и праведнымъ, какъ сказалъ
Христосъ: яко солнце свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ
на праведныя и на неправедныя (Матѳ, г, 45),—наполнилъ ее' без¬
численнымъ множествомъ животныхъ и, давъ имъ врожденныя
наклонности, повелѣлъ намъ однимъ подражать, а другихъ избѣ¬
гать. Напр., муравей трудолюбивъ и работаетъ неутомимо: поэтому,
если будешь внимателенъ, получишь отъ этого животнаго весьма
важное наставленіе — не предаваться нѣгѣ и не бѣгать заботъ и
трудовъ. Потому и Писаніе въ нему отсылаетъ лѣнивца, говоря:
иди ко мравію, о лѣниве, и поревнуй, видѣвъ пути ею, и буди
онаго мудрѣйшій (Притч. ѵі, 6). Не хочешь, говоритъ, понять изъ
Писанія, что трудиться доброе дѣло, и что не трудящійся не дол¬
женъ и ѣсть; не хочешь выслушать этого отъ учителей: научись
же отъ безсловесныхъ. Такъ поступаемъ мы и у себя дома: когда