Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВЕОѢДЫ О СТАТУЯХЪ XI. 135 оружаюсь имъ. Поэтому, чтобы мнѣ быть свободнымъ и несвязан¬
нымъ, н не имѣть надобности постояно носить оружіе, Богъ со¬
здать его отдѣльнымъ отъ моей природы. Мы превосходимъ бев-
«ловесныхъ не только разумною душею, но и по тѣлу имѣемъ
преимущество предъ нимн. И тѣло Богъ создалъ сообразнымъ съ
■благородствомъ души и способнымъ выполнять ея велѣнія; соз-
8далъ не просто какимъ-нибудь, но такимъ, какимъ ему нужно
быть для служенія разумной душѣ, такъ что еслибы оно не было
такимъ, дѣйствія души встрѣтили бы сильныя препятствія. Это и
видно во время болѣввей: когда состояніе тѣла хоть немного
уклонится отъ надлежаго своего устройства, напр., если мозгъ
«дѣлается горячѣе или холоднѣе, то многія игъ душевныхъ дѣй¬
ствій останавливаются. Итакъ, и на тѣлѣ можно видѣть Промыслъ
Божій,—не только ивъ того, что Онъ вначалѣ сотворилъ его
лучшимъ нынѣшняго, ц что и нынѣшнее устроено такъ во благу,
но и ивъ того, что Онъ опять воскреситъ его къ гораздо большей
«лавѣ. Если же хочешь узнать и съ иной стороны, какую пре¬
мудрость Богъ явилъ въ устройствѣ тѣла,—лекажу то, чему, ка¬
жется, постоянно и больше всего удивлялся ап. Павелъ. Что жъ
это такое? То, что члены тѣла превосходятъ другъ друга не
«днямъ и тѣмъ же, но одни красотою, другіе силою. Напр., главъ
красивъ, но ноги крѣпче его; важна голова, но она не можетъ
«казать ногамъ: не имѣю въ васъ нужды (1 Кор. хи, 21). Это же
можно видѣть и между безсловесными; это же—и во всей живни.
Царь имѣетъ нужду въ подданныхъ, подданные въ царѣ, какъ
голова въ ногахъ. И между безсловесными, опять, одни сильнѣе,
другія красивѣе; одни забавляютъ насъ, другія питаютъ, иныя
одѣваютъ: забавляетъ павлинъ, питаютъ куры и свиньи, одѣваютъ
овцы и возы, трудятся съ вами волъ и оселъ. Есть еще такія,
которыя ничего подобнаго не доставляютъ намъ; зато упраж¬
няютъ наши силы, напр., дикіе гвѣри укрѣпляютъ мужество
охотниковъ, страхомъ вразумляютъ родъ нашъ н дѣлаютъ болѣе
осторожнымъ, да еще съ тѣлъ своихъ вносятъ не малую дань
на врачеваніе наше. Итакъ, если кто скажетъ тебѣ: что ты
за владыка безсловесныхъ, когда боишься льва? Скажи ему, что
вначалѣ такъ не было, когда я былъ въ благоволеніи у Бога и
жилъ въ раю, но какъ я оскорбилъ Господа, то и сдѣлался под¬
властенъ рабамъ, впрочемъ н нынѣ не совсѣмъ подвластенъ, но
обладаю нѣкоторымъ искусствомъ, съ помощію котораго и одолѣ¬
ваю звѣрей. Такъ бываетъ и въ знатныхъ домахъ: когда дѣти,
хотя и благородныя, не достигли еще совершеннолѣтія, то боятся
многихъ и ивъ рабовъ; а когда притомъ сдѣлаютъ проступокъ,
бояань ихъ еще болѣе увеличивается. Это надобно скавать и о