Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XI. 133 постигнуть всю премудрость, являемую въ устройствѣ моэга? Во-пер¬
выхъ, Богъ создалъ его мягкимъ, такъ какъ онъ даетъ истоки
всѣмъ чувствамъ; потомъ, чтобы онъ не повредился по (нѣжности)
собственной природы, оградилъ его со всѣхъ сторонъ костями;
далѣе, чтобы, касаясь костей, онъ не терпѣлъ отъ ихъ жесткости,
протянулъ между ними перепонку, и не одну только, но двѣ,
одну внизу подъ переднею частію головы, а другую вверху вокругъ
моэгового вещества, и при томъ первую гораздо тверже послѣдней.
Это сдѣлалъ Богъ какъ по вышесказанной причинѣ, такъ и для
того, чтобы удары, наносимые въ голову, не мозгъ принималъ
первый, но напередъ встрѣчали бы ихъ эти перепонки, и такимъ
образомъ уничтожали всякій вредъ и сохраняли мозгъ неприкос¬
новеннымъ. И то, что покрывающая его кость не сплошная и
цѣльная, но со всѣхъ сторонъ имѣетъ множество швовъ,—и это
опять служитъ для мозга не маловажнымъ предохранительнымъ
средствомъ: съ одной стороны, накопляющіяся около него испа¬
ренія, легко могутъ чрезъ этн швы выходить наружу, и такимъ
образомъ не сдавливаютъ его; съ другой стороны, если и будетъ
откуда-либо нанесенъ ударъ, то поврежденіе произойдетъ не
повсемѣстное. Если бы эта кость была цѣльная и сплошная, то
и нанесенный въ одну часть ея ударъ повредилъ бы ее всю; но
теперь, когда она раздѣляется на многія части, этого быть не
можетъ. Если и случится одной части получить ушибъ, то повреж¬
дается только та кость, которая лежитъ близъ этой части, а прочія
всѣ остаются невредимыми, потому что общность удара разъеди¬
няется раздѣльностью костей и не можетъ простираться ва близ¬
лежащія части. Вотъ для чего Богъ устроилъ мозговой покровъ
игъ многихъ костей 1 И какъ строющій домъ полагаетъ наверху
кровлю и черепицы, такъ и Богъ положилъ вверху на головѣ эти
кости, и повелѣлъ вырости волосамъ, чтобы служить для головы
какъ бы вмѣсто колпака. То же самое Онъ сдѣлалъ и съ сердцемъ.
Такъ какъ сердце у насъ главнѣйшій изъ членовъ и ему вручено
начало всей нашей живпи, въ случаѣ же его пораженія бываетъ
смерть; то Богъ оградилъ его со всѣхъ сторонъ плотными и твер¬
дыми костями, — спереди выпуклою грудью, а свади плечными
лопатками. И съ нимъ сдѣлалъ то же, что съ перепонками (около
иовга): чтобы оно, находясь въ постоянномъ біеніи и трепетаніи
во время гнѣва и другихъ подобныхъ движеній и ударовъ объ
окружающія его жесткія кости, не терпѣло боли отъ этого тренія,
Богъ протянулъ тутъ множество перепонокъ; и подложилъ еще
легкое, какъ бы мягкую постель для движеній его, дабы оно,
ударяясь о нее бевъ боли, не терпѣло никакого вреда. Но что и
говорить о головѣ и сердцѣ, когда, если разсмотришь и самые