Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
132 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. глпны, силою искусства, можетъ образовать удивительную и нево¬
образимую красоту художественнаго произведенія: тамъ н вещество
нѣсколько помогаетъ художнику, а вдѣсь проявляется чистое
искусство. Если хочешь знать, какова премудрость Создавшаго
васъ, додумай, что дѣлается изъ глины: что же другое, кромѣ
кирпича или черепицы? И однако великій художникъ—Богъ изъ
этого вещества, изъ котораго дѣлается только кирпичъ и черепица,
могъ устроить глазъ, столько прекрасный, что удивляются ему всѣ
смотрящіе, и сообщить ему такую силу, что онъ простирается
взоромъ на столь великую высоту въ вогдухъ, и при помощи
небольшаго зрачка обнимаетъ столь великія тѣла, и горы, и лѣса,
и холмы, и моря, и небо. Не говори мнѣ о слезахъ и гнойной
влагѣ: это произошло изъ-за твоего грѣха; но подумай о его кра¬
сотѣ, о способности видѣть и о томъ, какъ онъ, проходя такое
пространство воздуха, не утомляется и не ослабѣваетъ. Ноги, и
не много прошедши, устаютъ и ослабѣваютъ, а главъ, пробѣгая
ш такую высоту и такую широту, не чувствуетъ никакого изнемо¬
женія. Бакъ онъ изъ всѣхъ членовъ для насъ самый необходимый,
то Богъ не попустилъ ему утомляться отъ труда, чтобы его слу¬
женіе намъ было свободно и безпрепятственно. Впрочемъ, въ
состояніи ли какое слово изобразить все совершенство этого члена?
И что говорить о зрачкѣ и силѣ зрѣнія? Если разсмотришь только
рѣсницы глаза,—этотъ, невидимому, самый ничтожный изъ всѣхъ
членовъ: и въ нихъ увидишь великую премудрость Зиждителя—
Бога. Какъ ости на колосьяхъ, выдавшись впередъ на подобіе
копій, отгоняютъ птицъ и не даютъ имъ садиться на плодъ и
ломать еще очень слабый стебель; такъ и на глазахъ волоски
рѣсницъ выдаются какъ бы ости и копья, отражаютъ отъ глазъ
пыль, соръ и все, что безпокоитъ отвнѣ, и предохраняютъ вѣки
отъ поврежденія. Увидишь и въ бровяхъ не меньше того премуд¬
рости. Кто не ивумится ихъ положенію? Онѣ и не слишкомъ
выставляются впередъ, чтобы не затмевать глаза, и не углублены
внутрь болѣе надлежащаго; но выдаваясь сверху, на подобіе кро¬
вельнаго навѣса на домѣ, принимаютъ на себя стекающій съ
головы потъ, и не даютъ вредить глазамъ. Поэтому-то и волосы
у нихъ сплотнялись между собою: этою плотностію они удержи¬
ваютъ стекающую влагу, и весьма искусно прикрывая глава, при¬
даютъ имъ и великое благообразіе. И не этому только удивляться
можно, но и другому, что не меньше того. Для чего, скажи мнѣ,
волосы на головѣ растутъ и стригутся, а на бровяхъ—нѣтъ? Вѣдь
и это сдѣлано не безъ причины и не случайно, но для того, чтобы
они, спустившись внивъ, не затмевали глазъ, какъ это иногда
бываетъ у людей, пришедшихъ въ глубокую старость. А кто можетъ