Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
131 ВКСѢДЫ о СТАТУЯХЪ XI. вопросъ: что такое человѣкъ, они схавали: онъ есть животное ра¬
зумное, смертное); если, при такомъ всеобщемъ признаніи, нѣко¬
торые дервнулн обезсмертить себя во мнѣніи народа, н тогда какъ
глаза свидѣтельствуютъ о смерти, захотѣли называться богами и
почтены были такими: то до какого нечестія не дошли бы многіе
ивъ людей, когда бы смерть напередъ не убѣждала всѣхъ въ смерт¬
ности и тлѣнности ихъ природыі' Послушай, что говоритъ пророкъ
объ одномъ иноплеменномъ царѣ, который дошелъ вотъ до какого
неистовства: выше звѣздъ небесныхъ поставлю престолъ мой, ска- ш
залъ онъ, и буду подобенъ Вышнему (Иса. хіг, 13, 14). Посмѣ-
ваясь надъ нимъ и указывая на смерть его, (пророкъ) говоритъ:
подъ тобою постелютъ милость, и покровъ твой червъ (ст. 11),
т. е. ты ли, человѣкъ, котораго ожидаетъ такой конецъ, дерзнулъ
такъ мечтать о себѣ? И о другомъ царѣ, именно о тирскомъ, ко¬
торый такъ же помышлялъ и хотѣлъ называться Богомъ, схавано:
ты же человѣкъ еси, а не Бою, въ руцѣ убивающихъ (Іезек.
ххгш, 9). Итакъ, Богъ сотворилъ такимъ тѣло наше для того,
чтобы съ самаго начала и совершенно истребить основаніе идоло-
служенія. И удивительно ли, что это случилось съ тѣломъ, когда
и въ душѣ можно видѣть нѣчто подобное? Смертною, правда,
Богъ не сдѣлалъ ее, а допустилъ ей быть безсмертною: зато под¬
вергъ ее забывчивости, невѣденію, унынію я заботамъ, и это сдѣ¬
лалъ для того, чтобы она, увидя благородство своей природы, не
помыслила о своемъ достоинствѣ болѣе надлежащаго. Вѣдь если
и при всемъ этомъ нѣкоторые дервнулн скавать, что душа инѣетъ
сущность Божескую, то до какого бевумія не дошли бы они, когда
были бы свободны отъ этихъ недостатковъ? Впрочемъ, что я ска¬
залъ о природѣ, то же скажу и о тѣлѣ, т. е. что одинаково удив¬
ляюсь Богу и потому, что Онъ сдѣлалъ тѣло тлѣннымъ, и потому,
что въ тлѣнности его обнаружилъ собственную силу и премудрость.
Что могъ Онъ создать его и изъ лучшаго вещества, это показалъ
въ тѣлѣ небесномъ и солнечномъ: Создавшій эти тѣла могъ бы
такимъ же создать и тѣло (человѣческое); но причина, почему оно
создано слабымъ, заключается въ вышесказанномъ основаніи. И
это нисколько не унижаетъ дивнаго величія Создателя, но еще
болѣе возвышаетъ его: несовершенство вещества особенно и пока¬
зываетъ великость н совершенство искусства Того, Кто праху и
пеплу сообщилъ такую гармонію и такія чувства, столь различныя
н разнообразныя н способныя такъ любомудрствовать! 3. Итакъ, чѣмъ болѣе низкимъ представляется тебѣ вещество
(тѣла), тѣмъ болѣе удивляйся величію искусства (Божія). И вая¬
телю удивляюсь я не столько тогда, когда онъ дѣлаетъ прекрасную
статую изъ золота, сколько тогда, когда онъ ивъ распадающейся ГОДА МД ОПВ. ДПС. АКАІИПИ. 9*