Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
130 ТВОРННІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТО У ОТАГО. номысленныхъ налъ, спрашиваютъ: почему оно сотворено тлѣн¬
нымъ и смертнымъ? Многіе ивъ язычниковъ и еретиковъ говорятъ даже, что оно>
и сотворено не Богомъ: оно не стоитъ того, чтобы сотворилъ его
Богъ, говорятъ они, указывая на нечистоты, потъ, слезы, труды,
изнуренія, и всѣ прочія несовершенства тѣла. Но я, если рѣчь
уже зашла объ этомъ, скажу, во-первыхъ, вотъ что: не говори мнѣ
объ этомъ падшемъ, уничиженномъ, осужденномъ человѣкѣ; но если
хочешь знать, какимъ Богъ сотворилъ тѣло наше вначалѣ, то
пойдемъ въ рай и посмотримъ на человѣка первозданнаго. То тѣла
не было такое смертное и тлѣнное; но какъ свѣтло блеститъ зо¬
лотая статуя, только что вышедшая изъ горнила, такъ и тѣло-
то было свободно отъ всякаго тлѣнія: его ни трудъ не тяготилъ,,
ни потъ не изнурялъ, ни заботы не мучили, ни скорби не осаж¬
дали, и никакое подобное страданіе не удручало. Когда же чело¬
вѣкъ не съумѣлъ воспользоваться благополучіемъ, но оскорбилъ-
своего Благодѣтеля, повѣрилъ болѣе демону-обольстителю, нежели
Промыслнтелю-Богу, возвеличившему его, понадѣялся быть Богомъ,
и вовмечталъ о своемъ достоинствѣ болѣе надлежащаго, тогда-то,
тогда Богъ, желая вразумить его уже самымъ опытомъ, сдѣлалъ,
его тлѣннымъ н смертнымъ, и связалъ множествомъ этихъ нуждъ,,
не по ненависти и не по отвращенію, но изъ заботливости о
немъ,—чтобы остановить въ самомъ началѣ 8лую и пагубную эту
гордость и не дать ей пойти далѣе, но самымъ опытомъ научить
человѣка, что онъ смертенъ и тлѣненъ, и чрезъ это заставить
его—никогда не думать и не мечтать о себѣ такъ. Діаволъ ска¬
залъ (первымъ людямъ): будете яко боаи (Быт. пі, 5). Чтобы вы¬
рвать эту мысль съ корнемъ, Богъ сдѣлалъ тѣло человѣка слабымъ-
и болѣзненнымъ, самою природою научая его—никогда не имѣть
такой мысли. Справедливость этого весьма ясно видна и изъ того,
что случилось съ человѣкомъ: онъ осужденъ на это наказаніе уже
послѣ того пожеланія (быть Богомъ). И замѣть, какъ Богъ пре¬
мудръ: Онъ не далъ умереть (Адаму) первымъ, но попустилъ пре¬
терпѣть смерть сыну его, чтобы онъ, увидя предъ главами у себя
тѣло тлѣющее и разрушающееся, получилъ отъ этого зрѣлища ве¬
ликій урокъ любомудрія, позналъ, чтб (съ нимъ) сдѣлалось, и, хо¬
рошо вразумленный этимъ, отошелъ отсюда. Итакъ это, какъ я сказалъ, весьма ясно видно уже изъ случив¬
шагося (съ Адамомъ); но не менѣе ясно и ивъ того, что сказано
будетъ затѣмъ. Если и при всемъ томъ, что тѣло наше связано
такою нуждою, что всѣ умираютъ, истлѣваютъ, согниваютъ, в
обращаются въ прахъ предъ главами всѣхъ, такъ что языческіе
философы сдѣлали одно извѣстное опредѣленіе породы людей (на-