Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ 1. 13 эту дурную привычку и послушаемся слонъ Павла: вина , пріемли. Да и самое это употребленіе въ небольшомъ количествѣ
онъ позволилъ ради немощи, такъ что, если бы не было этой
изнуряющей немощи, онъ нс заставилъ бы ученика принимать и
малаго количества. Такъ и данныя намъ необходимыя для жизни
пищу и питія мы всегда должны измѣрять врсмепемъ и необхо¬
димостью, никогда не переходить за предѣлы необходимости и ни
чего не дѣлать безразсудно и безпорядочно. Теперь, когда мы узнали
заботливость Павла п добродѣтель Тимоѳея, направимъ бесѣду на
самое рѣшеніе поставленныхъ вопросовъ. Въ чемъ же эти вопросы?
Необходимо повторить ихі снова, чтобы яснѣе было рѣшеніе. Для
чего, (спрашиваютъ), допустилъ Вотъ впасть въ недугъ такому
святому и совершавшему столь великія дѣла, и почему пи самъ
онъ, ни учитель не могли устранить болѣзпн, а возымѣли пужду
въ помощи вина? Въ этомъ состоялъ вопросъ. Самое же рѣшеніе
нужно привести такъ, чтобы не только осла бы кто-нибудь под¬
вергся такой болѣзни и недугу, но и если бы кто-нибудь изъ лю¬
дей святыхъ, великихъ и достойныхъ удивленія подвергся бѣдности,
голоду, узамъ, истязаніямъ, обидамъ, клеветамъ и всѣмъ вообще
бѣдствіямъ настоящей жизни, то и относительно ихъ въ томъ, что
будетъ сказано сегодня, можно было отыскать точную н яснѣй¬
шую защиту противъ желающихъ обвинять (за это Бога). Вы вѣдь
слышали, какъ многіе спрашиваютъ: почему, въ самомъ дѣлѣ,
одинъ, будучи человѣкомъ смиреннымъ и кроткимъ, каждый день
привлекается въ судъ какимъ-нибудь преступникомъ и злодѣемъ,
терпитъ множество бѣдствій, — и Богъ допускаетъ это? Почему
другой, ложно обвиненный, умеръ несправедливо? Одинъ, гово¬
рятъ, потопленъ, другой низринутъ со свалы; и мы могли бы на¬
звать многихъ святыхъ, жившихъ и въ наше время и при нашихъ
предкахъ, которые потерпѣли много разнообразныхъ и разнород¬
ныхъ мученій. Чтобы понять смыслъ всего этого, и ни самимъ не
смущаться, ни другихъ не допустить до соблазна, обратимъ тща¬
тельное вниманіе на то, что будетъ теперь сказано. 6. Я могу указать вашей любви восемь причинъ всякаго рода
и вида бѣдствій святыхъ. Поэтому всѣ усиленно напрягите ваше
вниманіе, зная, что намъ не будетъ уже никакого извиненія н
оправданія, если мы будемъ соблазияться приключающимися бѣд¬
ствіями, если, ири существованіи столькихъ причинъ, станемъ сму¬
щаться п тревожиться, какъ будто бы (ихъ) не было ни одной.
Итакъ, первая состоитъ въ томъ, что Богъ попускаетъ имъ тер¬
пѣть бѣды, чтобы они вслѣдствіе величія своихъ заслугъ и чу¬
десъ не впадали скоро въ гордость. Вторая въ томъ, чтобы дру¬
гіе не думали о нихъ больше, чѣмъ свойственно человѣческой при-