Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
125 ВИ0ѢДЫ О СТАТУЯХЪ X. (солнце), сколько нн испускаетъ лучей и сколько ни усиливается
разорвать облако, не можетъ сдѣлать этого, когда именно облако
слишкомъ густо и не даетъ ему разорвать себя. Скажутъ: оно
питаетъ сѣмена? Но не одно оно питаетъ, а имѣетъ для этого
нужду въ землѣ, въ росіѵ, дождяхъ, вѣтра'хъ и благосостояніи
временъ годичныхъ: и если все это не сойдется вмѣстѣ, то. и
дѣйствіе солнца будетъ безполезно. Но Богу не свойственно нуждаться въ посторонней помощи
для совершенія того, что захочетъ Онъ сдѣлать: напротивъ Богу
болѣе всего свойственно—не нуждаться ни въ чемъ. Сѣмена .изъ
земли Онъ извелъ не такъ (какъ солнце), но только повелѣлъ—
и все произросло. И вотъ, чтобы ты зналъ, что не сами стихіи,
но повелѣніе Божіе творитъ все, что и самыя стихіи оно же
выввало изъ небытія,—Богъ и іудеямъ, бевъ всякой сторонней
помощи, ниспослалъ манну: хлѣбъ небесный даде имъ (Псал.
ьххѵіі, 24). И что говорить, что солнце имѣетъ нужду въ другихъ
стихіяхъ для сообщенія зрѣлости и крѣпости плодамъ, когда и
само оно нуждается во многомъ для своего существованія, и само
для себя недостаточно? Чтобы ходить, ему нужно небо, какъ бы
подостланный какой полъ; чтобы свѣтить, нужна ему чистота и
тонкость воздуха, такъ что, если воэдухъ чрезмѣрно сгустится,
то и солнце не можетъ покавать свѣта своего; и чтобы не быть іі7
ему нестерпимымъ для всѣхъ и не сжечь всего, опять нужна для
него прохлада и роса. Итакъ, если другія стихіи и одолѣваютъ
солнце и восполняютъ его недостатки (одолѣваютъ, напр., облава,
стѣны и нѣкоторыя другія тѣла, закрывающія свѣтъ его; воспол¬
няютъ его недостатки, напр нм., роса, источники и прохлада воз¬
духа),—то какъ оно можетъ быть Богомъ? Богу свойственно не
нуждаться ни въ чемъ, н ничего не требовать нн отъ кого, но
самому сообщать всѣ блага всѣмъ, и никѣмъ не быть останавлива-
ему, какъ н говорятъ о Немъ Павелъ и пророкъ Исаія. Одинъ
изъ пророковъ отъ лица Божія такъ говоритъ: небо и землю Азъ на¬
полняю, рече Господъ (Іерем. ххш, 24); и еще: Богъ приближаяйся
Аз» семь, а не Бою издалеча (ст. 23). Также и Давидъ: рѣхъ
Господевн: Господъ мой еси Ты, яко благихъ моихъ не требуеит
(Псал. хг, 2). А Павелъ, объясняя вседовольство Божіе и доказы¬
вая, что Богу въ особенности свойственно, во-первыхъ, ни въ
чемъ не имѣть нужды и, во-вторыхъ, давать всѣмъ все, говоритъ
такъ: Бою, сотзорнвый небо и землю, и море, не требуетъ что,
Самъ дая осямъ животъ и дыханіе и вся (Дѣян, хгп, 24, 25). 5. Можно бы разсмотрѣть и прочія стихіи, небо, воздухъ,
землю, море, п покавать ихъ несовершенство и тб, какъ каждая
изъ нихъ имѣетъ нужду въ другой, а бевъ того гибнетъ и рав-