Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
•ѵ - 120 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. было прежде? Мы разсуждали, какъ и какимъ образомъ Богъ
устроивалъ дѣла наши, когда еще пе было дано Писаніе, н гово¬
рили, что Онъ поучалъ родъ нашъ чрезъ природу, распростерши
и предложивъ среди всѣхъ небо—эту величайшую книгу, назида¬
тельную и для простыхъ и для мудрыхъ, и для бѣдныхъ и для
богатыхъ, и для скиѳовъ и для варваровъ, и вообще для всѣхъ
живущихъ на землѣ,—книгу, которая гораздо важнѣе множества
другихъ изучаемыхъ (книгъ). Многое сказали мы и о ночи я о
днѣ, и о порядкѣ и о согласіи, въ точности соблюдаемыхъ имн;
многое и о числѣ временъ года и ихъ равенствѣ. Какъ день, за
весь годъ, п на полчаса не бываетъ больше ночи; такъ и эти (вре¬
мена года) раздѣлили между собою всѣ дни поровну. Впрочемъ,
какъ и прежде я сказалъ, на Творца указуетъ не величіе только
и красота твари, но и самый составъ ел и устройство вышеесте-
ственнаго порядка. По естественному порядку слѣдовало бы водѣ
носиться поверхъ земли; но теперь видимъ напротивъ, что земля
на водахъ держится. По естественному порядку, огонь долженъ бы
стремиться кверху; но теперь видимъ напротивъ, что лучи солнеч¬
ные стремятся внизъ—въ землѣ; что есть превыше небесъ—и
не разливаются; что солнце течетъ ниже—и не погашается водами,
да и само не уничтожаетъ этой влаги. Еще сказали мы, что все¬
ленная состоитъ изъ четырехъ стихій, противоположныхъ и про¬
тивоборствующихъ другъ другу, и однако ни одна ивъ нихъ не
из истребила другой, хотя онѣ и губительны другъ для друга. Отсюда
очевидно, что какая-то невидимая сила обуздываетъ ихъ, и—уза¬
ми для нихъ служитъ воля Божія. Объ этомъ-то хочу сегодня
поговорить поболѣе; только и вы стойте бодро и слушайте меня
со вниманіемъ. А чтобы чудо сдѣлалось яснѣе, ученіе объ этомъ
начну съ вашего тѣла. Тѣло наше, этотъ совращенный и малый
(міръ), состоитъ изъ четырехъ стихій: теплой—именно крови, сухой—
желчи желтоватой, влажной — слизи и холодной — желчи чер¬
ной. Да не подумаетъ вто-лнбо, что намъ неприлично такое раз¬
сужденіе: духовный бо востязуетъвся, а самъ той ни отъ еди¬
ною востязуется (1 Еор. іі, 15). И Павелъ, бесѣдуя съ нами о
воскресеніи, коснулся соображеній о предметахъ земледѣльческихъ
и сказалъ: безумне, ты еже слеши, не оживетъ, аще не умретъ
(1 Кор. хѵ, 36). Если же этотъ блаженный говорилъ о предме¬
тахъ земледѣлія, то да не упрекаютъ и насъ, что мы касаемся
медицинскихъ мнѣній; вѣдь у васъ теперь слово о твореніи Бо¬
жіемъ, и намъ необходимо изложеніе этихъ мнѣній. Итакъ—наше
тѣло, схавалъ я, состоитъ изъ четырехъ стихій; и если одна на¬
рушитъ согласіе съ цѣлымъ, то отъ такого разстройства происхо¬
дитъ смерть: напр., когда разольется яіелчь, раждается горячка, и