Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
12 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОЛПНА ЗЛЛТОУСТАГО. водъ, какъ расшатывается, разслабляется и исчезаетъ сила тѣла,
постоянно затопляемая питьемъ вина. Будемъ поэтому избѣгать
крайностей съ той и другой стороны, заботясь и о здоровьѣ
тѣла и сдерживая его необузданные порывы. Бипо дано Богомъ
не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трез¬
выми, чтобы веселились, а не скорбѣли, ибо вино, говорится, ве¬
селить сердце человѣка (Пс. сіл, 15), а ты дѣлаешь его причиной
печали. И дѣйствительно, чрезмѣрно упивающіеся бываютъ мрачны
духомъ, такъ какъ надъ умомъ ихъ разливается великій мракъ.
Наилучшее врачевство,—когда ты соблюдаешь полнѣйшую умѣ-
репяость. Это—полезная намъ твердыня и противъ еретиковъ, кле¬
вещущихъ на созданіе Божіе; потому что если бы вино было од¬
нимъ изъ запрещенныхъ предметовъ, то Павелъ пе дозволилъ бы
его, не сказалъ бы, что надо употреблять вино. Да не только про¬
тивъ еретиковъ, а и противъ болѣе простыхъ изъ братьевъ на¬
шихъ, которые всякій разъ, какъ видятъ, что нѣкоторые вслѣд¬
ствіе пьянства ведутъ себя непристойно, забывая порицать этихъ
послѣднихъ, поносятъ данный Богомъ плодъ, говоря: да пе будетъ
вина! Скажемъ поэтому пмъ: да не будетъ пьянства, потому что
вино дѣло Божіе, а пьянство—дѣло діавола. Не випо производитъ
пьянство, а невоздержаніе производитъ пьянство. Не поноси тво¬
ренія Божія, а порицай безуміе сораба. А ты, оставивъ безъ на¬
казанія н исправленія согрѣшающаго, оскорбляешь благодѣтеля? 5. Итакъ, когда услышимъ, что кто-нибудь говоритъ подобное,
то заставимъ его молчать, потому что не пользованіе, а неумѣ¬
ренность производитъ пьянство, пьянство — корень всѣхъ золъ.
Вино дано для того, чтобы возстановлять сплы слабаго тѣла, а
не для того, чтобы разрушать силу души, чтобы устранять не¬
мощь плоти, а не вредить здоровью души. Не доставляй поэтому
своимъ неумѣреннымъ пользованіемъ даромъ Божіимъ поводовъ
(къ порицанію его) людямъ неразумнымъ и безстыднымъ. ЧтЬ, въ
самомъ дѣлѣ, достойно большаго сожалѣнія, чѣмъ пьянство? Пья¬
ница живой мертвецъ; пьянство—демонъ самозванный, недугъ, не
имѣющій прощенія, паденіе, лишенное оправданія, общій позоръ%
рода нашего. Пьяница не только безполезенъ въ собраніяхъ, не
только въ дѣлахъ частныхъ и общественныхъ, но и по одному
просто виду противнѣе всѣхъ, дыша зловоніемъ. Изрыганія, позѣ-
ванія н крики пьяныхъ вепріятны и противны, и тѣмъ, кто ви¬
дитъ и присутствуетъ вмѣстѣ съ ними, внушаютъ крайнее отвра¬
щеніе. По верхъ зла въ томъ, что этотъ недугъ дѣлаетъ для пья¬
ницы недоступнымъ небо, и не дозволяетъ достичь вѣчныхъ благъ,
такъ что вмѣстѣ съ позоромъ здѣсь и тамъ ожидаетъ страдаю¬
щихъ этимъ недугомъ тягчайшее наказаніе. Посему уничтожимъ