Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
116 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. Хочешь, сведемъ тебя опять на землю, н покажемъ еще чудо.
Не видишь ли втого моря кипящаго волнами и порывистыми вѣт¬
рами? Но это море пространное и великое, и бушующее, ограж¬
дается слабымъ пескомъ. И замѣть премудрость Божію: (Богъ) не-
далъ морю быть тихимъ и покойнымъ, чтобы ты не подумалъ, что
это благоустройство въ немъ отъ природы; нѣтъ, оставаясь въ.
предѣлахъ своихъ, оно реветъ и бушуетъ, сильно шумитъ и воз¬
дымаетъ волны на несказанную высоту; когда же дойдетъ до бере¬
говъ и увидитъ песокъ, разслабѣвъ приходитъ опять въ себя,
научая тебя тѣмъ и другимъ, что, если оно пребываетъ въ соб¬
ственныхъ предѣлахъ, такъ это дѣло не природы, но силы Пра¬
вящаго имъ. Поэтому и сдѣлалъ онъ стѣну слабую, и не накидалъ
на эти берега ни деревъ, ни камней, ни горъ, чтобы имъ не
приписалъ ты благоустройства этой стихіи. Объ этомъ нѣкогда
и самъ Онъ говорилъ іудеямъ съ упрекомъ: Мене ли не убонтеся,
иже положить песокъ предѣлъ морю, и не преввыдетъ ею (Іер. ѵ, 22)?
Но удивительно не то только, что Богъ создалъ міръ великимъ и
чуднымъ, н что утвердилъ его превыше естественнаго порядка,,
но также н то, что составилъ его изъ противоположныхъ стихій—
теплой и холодной, сухой и влажной,—ивъ огня и воды, ивъ земли
и воздуха: и эти противоположныя стихіи, изъ которыхъ состав¬
лена вселенная, враждуя одна противъ другой, не истребили
однакожъ другъ друга,—и огонь не напалъ и не пожегъ всего,
и вода не набѣжала и не потопила вселенную. Съ нашими
тѣлами однако бываетъ это, и—при умноженіи желчи рзадается
лихорадка, и всему организму причиняется вредъ; при избыткѣ
мокроты появляются многія болѣзни, и повреждаютъ организмъ.
Но съ этою вселенною ничего такого не случается: напротивъ—
каждая стихія, будучи удерживаема волею Творца, какъ бы какою
уздою и цѣпію, хранитъ свои предѣлы, и борьба ихъ бываетъ,
причиною мира для вселенной. Не ясно ли и для слѣпца, и не
понятно ли для самыхъ неразумныхъ, что это создано и поддер¬
живается какимъ-то Промысломъ? Кто же па столько глупъ н
безчувственъ, что, видя такую массу тѣлъ, такую красоту, такой
составъ, непрерывную борьбу, противоборство и устойчивость-
такихъ стихій,—не размыслитъ самъ съ собою и не скажетъ: если
бы не было какого-либо Промысла, поддерживающаго эту массу
тѣлъ и не попускающаго вселенной распасться, она не могла бы
существовать болѣе и продолжаться? Такой порядокъ временъ
года, такое согласіе дня и ночи, породы столь многихъ безсло¬
весныхъ животныхъ, и растеній, и сѣмянъ, и травъ—всѣ идутъ,
своимъ путемъ, и ничто до настоящаго дня не пропало и не погибло*
совершенно.