Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВОѢДЫ О СТАТУЯХЪ IX. 113 же это—дня и ночи? Небо и красотою, и величіемъ, и всѣмъ про¬
чимъ изумляетъ зрителей и заставляетъ удивляться Создавшему
его; но день и ночь—чтб такое могутъ показать намъ? Ничего
такого,—конечно; вато другое, чтЪ не меньше того,—стройность,
порядокъ самый строгій. Когда подумаешь, какъ они раздѣлили
между собою весь годъ и какъ бы на вѣсахъ размѣрили длину
всего времени, то удивишься Установившему зтотъ порядокъ.
Какъ братъ и сестра *), съ великою любовію раздѣлившіе между
собою отцовское наслѣдство, и ни въ какой малости не обидѣвшіе
другъ друга, такъ и день и ночь со всею точностію раздѣлили
между собою годъ въ такой равной мѣрѣ, и хранятъ свои пре¬
дѣлы и никогда не выгоняютъ другъ друга. Никогда, послѣ столь¬
кихъ уже поколѣній, день не бывалъ дологъ зимою, равно какъ и
лѣтомъ ночь никогда не бывала долгою, но въ теченіе такого про¬
должительнаго времени одинъ ничего не захватилъ у другой болѣе,
ни малѣйшей частицы, ни получаса, ни мгновенія ока. Поѳтому и псалмопѣвецъ, изумившись ихъ равенству, восклик¬
нулъ такъ: нощь нощи возвѣщаетъ разумъ (Псал. хгш, 3). И ты,
если умѣешь любомудрствовать объ этомъ, удивишься Тому, Кто
отъ начала установилъ эти неподвижные предѣлы. Пусть услы¬
шатъ надменные и высокоумные, и не хотящіе другимъ уступить
первенства. День уступаетъ ночи, и не входитъ въ чужіе предѣлы;
а ты, пользуясь всегда честію, не хочешь подѣлиться ею съ
братьями?! Посмотри и еще на премудрость Законодателя. Онъ
постановилъ, чтобы ночь была долгая зимою, когда сѣмена еще
довольно нѣжныя, нуждаются въ большой прохладѣ, и не выно¬
сятъ слишкомъ жаркаго луча; когда же онѣ возрастутъ, то вмѣстѣ
съ ними опять начиняетъ увеличиваться день, и наконецъ бы¬
ваетъ онъ самый долгій, когда плодъ уже станетъ созрѣвать.
Впрочемъ, это полезно не сѣменамъ только, но и тѣламъ (чело¬
вѣческимъ). Какъ зимою и мореходецъ, и кормчій, и путешествен¬
никъ, и воинъ, и земледѣлецъ, будучи связаны холодомъ, сидятъ
большею частію дома, и вимнее время есть время досуга; то Богъ
и сдѣлалъ, что большая часть времени тратится на ночь, чтобы
день не былъ слишкомъ дологъ тогда, когда люди ничего не могутъ
дѣлать. А что сказать о стройномъ порядкѣ годичныхъ временъ,
какъ и они, подобно дѣвамъ въ хороводѣ, весьма стройно идутъ
одно га другимъ кругомъ, и не перестаютъ постепенно и тихо
переходить чревъ среднія къ противоположнымъ! Поэтому и лѣто
принимаетъ насъ не отъ зимы, и зима не тотчасъ отъ него, но въ ]) Тпц &«Хфаі—-свѣжія сестры», такъ какъ въ грѳч. подланнвкѣ ■ девь ■ ночь—
слова женскаго рода. ТВОРКЯІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. 8