Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
112 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. Бою бо явилъ есть имъ,— говоритъ (апостолъ). Бакинъ спосо-
■бомъ? Какого послалъ Онъ пророка, какого евангелиста, какого
учителя, если еще не было Писанія? Невидимая бо сю, говоритъ,
отъ созданія міра творенми помышляема видима , и
оущная сила Ею и Божество (ст. 20). Смыслъ словъ .такой: предъ
глазами всѣхъ предложилъ Онъ тварь, чтобы отъ дѣлъ заключали
къ Творцу. О чемъ и другой (премудрый) сказалъ: отъ величе¬
ства бо « красоты созданій сравнительно рододѣлатель
знавается (Прем. Сол. хш, 5). Видѣлъ ты величіе? Подивись мо¬
гуществу Создавшаго. Видѣлъ красоту? Изумись премудрости Укра¬
сившаго. Это же объясняя, ч пророкъ сказалъ: небеса повѣдаютъ
славу Боокію (Псал. хгш, 1). Какъ, скажи инѣ, повѣдаютъ? Го¬
лоса они не имѣютъ, устъ не получили, языка у нихъ нѣтъ:
какъ же повѣдаютъ? Самымъ видомъ. Когда увидишь красоту,
величіе, высоту, положеніе, видъ, столь долговременное суще¬
ствованіе,—то, какъ бы слыша голосъ и научаемый видомъ, ты по¬
кланяешься Создавшему столь прекрасное и чудное тѣло. Мол¬
читъ небо, но видъ его издаетъ звукъ громче трубы, научая насъ
чревъ зрѣніе, а не чрезъ слухъ, ибо то чувство по самой природѣ
іоб вѣрнѣе и яснѣе этого. Если бы Богъ сталъ учить посредствомъ
книгъ н письменъ, то знающій грамотѣ разумѣлъ бы написанное,
а незнающій, безъ сторонняго наставленія, не получилъ бы от¬
сюда никакой пользы; притомъ, богатый купилъ бы книгу, а бѣдный
не могъ бы пріобрѣсть ее. Опять, внающій этотъ языкъ, какой
означается чрезъ письмена, разумѣлъ бы содержащееся въ нихъ, а
скиѳъ, и варваръ, и индѣецъ, и египтянинъ, и всѣ, незнающіе
того языка, не узнали бы ничего. Но о небѣ нельзя сказать этого:
напротивъ, и скиѳъ, и варваръ, и индѣецъ, и египтянинъ, и всякій
человѣкъ, какой только ходитъ по землѣ, услышитъ этотъ голосъ,
потому что онъ доходитъ до нашего ума не чревъ уши, но чревъ
чувство зрѣнія: познаніе же видимыхъ предметовъ посредствомъ
главъ одинаково (у всѣхъ) н не различно такъ, какъ (познаніе)
посредствомъ ленковъ. Въ эту книгу можетъ смотрѣть одинаково и простой человѣкъ
я мудрецъ, н бѣдный и богатый; и куда бы кто ни шелъ, лишь
взглянетъ на небо—и получитъ достаточное наставленіе отъ этого
взгляда. И самъ пророкъ, намекая на это, и показывая, что творе¬
ніе издаетъ голосъ, внятный и для варваровъ, и для еллнновъ, и для
всѣхъ вообще людей, такъ схавалъ: суть рѣчи, ниже словеса, ыхже не слышатся гласи ихъ (Псал. хгш, В). Это значитъ: нѣтъ
парода, нѣтъ языка, который не могъ бы понять этого голоса;
но таковъ звукъ (небесъ), что можетъ быть слышимъ всѣми
людьми; и таковъ звукъ не только неба, но и дня и ночи. Бакъ