Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВСѢДЫ О СТАТУЯХЪ ПІІ. 107 ■ безболѣзненнымъ. Какое же мы будемъ имѣть оправданіе, ка¬
кое извиненіе, когда въ случаѣ болѣвши тѣлесной, гдѣ нужно и
истратить деньги, н пригласить врачей, и вытерпѣть великую боль,
показываемъ такую заботливость, и ото тогда, какъ отъ болѣзни
той намъ не бываетъ большого вреда; а о душѣ небрежемъ, н это
тогда, какъ не нужно намъ ни тратить денегъ, ни безпокоить
другихъ, ни тернѣть боли, но и безъ всего этого, одною рѣши¬
мостію н волею, можемъ совершенно исправить ее, вѣрно зная
притомъ,что, если мы не сдѣлаемъ этого, то подвергнемся край¬
нему осужденію, неизбѣжнымъ наказаніямъ н мученіямъ? Скажи
мнѣ, еслибы кто обѣщалъ научить тебя врачебному искусству въ
самое краткое время, бевъ денегъ м труда, не. почелъ ли бы ты его
благодѣтелемъ? Не согласился ли бы и сдѣлать и потерпѣть все,
что бы нн велѣлъ обѣщавшій это? Вотъ теперь есть возможность
бевъ трудовъ найти лѣкарства не для тѣлъ, но для ранъ души,
и безъ всякой боли привести ее въ здоровое состояніе: не бу¬
демъ же нерадивы. И какая боль, скажи мнѣ, перестать гнѣ¬
ваться на оскорбившаго? Вотъ боль,—когда памятозлобствуютъ и
не примиряются! Какой трудъ помолиться.н попросить безчислен¬
ныхъ благъ отъ скоро-дающаго Бога? Какой трудъ никого не зло¬
словить? Какое неудобство освободиться отъ зависти и ненависти?
Какая тягость любить ближняго? Бакая бѣда не говорить срам¬
ныхъ словъ, не браниться, не обижать? Какая трудность не
клясться? Опять перейду къ тому же увѣщанію. Клясться—вотъ
величайшій трудъ! Сколько разъ мы, въ раздраженіи и гнѣвѣ,
клялись не примиряться съ оскорбившими насъ; потомъ, когда
гнѣвъ угасалъ и раздраженіе утихало, мы и хотѣли бы прими¬
ряться, но, будучи удерживаемы клятвами, скорбѣли, какъ захва¬
ченные какою-либо сѣтью и связанные неразрѣшимыми узами.
Поэтому и діаволъ, зная, что гнѣвъ есть огонь и легко погасаетъ,
а по угашеніи гнѣва бываетъ примиреніе и дружба,—зная это и
желая, чтобы огонь этотъ оставался неугасимымъ, нерѣдко свя¬
зываетъ насъ клятвою, дабы, если и прекратится гнѣвъ, то остаю¬
щійся еще за нами долгъ клятвы поддержалъ въ насъ пламя, и ю>
произошло одно изъ двухъ: или, примирившись, мы нарушили бы
клятву, или, не примирившись, подвергли бы себя осужденію 8а
злопамятство. 4. Зная это, будемъ избѣгать клятвъ, и уста наши пусть на¬
учатся говорить непрестанно: повѣрь! Это будетъ у насъ основа¬
ніемъ всякаго благочестія, потому что языкъ, научившись гово¬
рить одно это слово, стыдится и краснѣетъ произносить срамныя
к неприличныя слова; а если когда и увлечется привычкою, то,
шѣя много обвинителей, опять воздержится. Когда увидитъ кто,