Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
106 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. хотя бы ты вязался всѣхъ слабѣе, будешь сильнѣе всѣхъ: равно
какъ, если вознерадишь о добродѣтели душевной, то, хотя бы ты
былъ сильнѣе всѣхъ, легко будешь уловленъ всякимъ, кто строитъ
ковы. Это доказали уже и представленные примѣры; но если хо¬
чешь, я постараюсь научить тебя и дѣлами, что побѣдить пра¬
ведныхъ невозможно, а одолѣть грѣшниковъ легко. Послушай же,
какъ на то и на другое указалъ пророкъ. тако нечестмвіи,
говоритъ, не тако, но яко прахъ, тоже возметаетъ вѣтрг ото
лица земли (Псал. і, 4). Бакъ прахъ легко поддается порывамъ
вѣтровъ и воздымается, такъ и грѣшникъ вращается кругомъ отъ
всякаго искушенія. Когда уже онъ ведетъ брань съ собою, и эту
войну носитъ повсюду,—то какая у него надежда на спасеніе, если
онъ самъ себя предалъ и водитъ съ собою постояннаго врага—
совѣсть? Но не таковъ праведный; а каковъ? Послушай, что го¬
воритъ тотъ же пророкъ: надѣющійся на Господа, яко хора Сіона
(Псал. сххіг, 1). Что это значитъ: яко хора Сіонъ? Не -
жится п вѣкъ, говоритъ. Сколько бы ты ни употребилъ хит¬
ростей, сколько бы ни бросалъ стрѣлъ, чтобы повалить гору, ни¬
когда не одолѣешь ея: да и возможво ли это? Только всѣ хитро¬
сти истощишь и силу свою потратишь. Таковъ и праведникъ:
сколько бы онъ ни получилъ ударовъ, самъ не потерпитъ ника¬
кого зла, а истощитъ силу навѣтующихъ—не только людей, но и
самыхъ демоновъ. Ты не разъ слышалъ, сколько навѣтовъ строилъ
діаволъ противъ Іова, и однако не только не поколебалъ этой горы,
напротивъ самъ иэнемогъ и отступилъ, потому что отъ этой осады
(Іова) стрѣлы его переломались и хитрости оказались безполезными. 3. Зная это, попечемся о своей жизни, и не станемъ заботиться
ни о богатствѣ гибнущемъ, ни о славѣ угасающей, ни о тѣлѣ ста-
рѣющемся, ни о красотѣ увядающей, ни объ удовольствіи скоро-
«1 течномъ, но все стараніе обратимъ на душу н ее-то врачевать
будемъ всячески. Излѣчить заболѣвшія тѣла не всякому легко, а
уврачевать недугующую душу легко всѣмъ. На лѣченіе болѣвнн
тѣлесной требуются и лѣкарства и деньги, а врачество для души
пріобрѣтается легко и беэъ издержекъ. Тѣло съ великимъ трудомъ
освобождается отъ удручающихъ его ранъ, потому что часто нужно
бываетъ употреблять и желѣзо и горькія лѣкарства; но съ душею
не бываетъ ничего такого: напротивъ, стоитъ только захотѣть и
пожелать—и все исправлено. И это было дѣло Промысла Божія:
такъ какъ отъ болѣвнн тѣлесной не можетъ быть большого вреда
(потому что, если мы и не заболѣемъ, придетъ смерть—и непре¬
мѣнно повредитъ и разрушитъ тѣло), все напротивъ заключается
въ здравіи души нашей,—то врачеваніе гораздо полезнѣйшей и
необходимѣйшей части Богъ сдѣлалъ удобнымъ, и безубыточнымъ,