Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
104 ТВОІ'КНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. шнхъ его, не ногъ удержаться отъ рыданій и стона; а съ насту¬
пленіемъ ночи уступалъ силѣ сна, смывалъ вѣжды и получалъ,
хотя малое облегченіе дневнаго горя! Но пора уже возвратиться
въ предмету, по поводу воего мы и это свазали, тавъ вавъ я хо¬
рошо знаю, что всѣ мы заняты имъ и каждый ивъ васъ съ не-
терпѣніемъ желаетъ узнать, для чего не вначалѣ дана эта книга.
(Бытія). Но вижу, что и теперь не время этому изслѣдованію. , Почему тавъ? Потому, что у насъ уже въ вонцу пришла недѣля,
и я боюсь, что, воснувшись этого предмета, придется тотчасъ же-
и прервать наставленіе. Для этого предмета требуется много дне*
сряду и непрерывнаго напоминанія: поэтому мы опять отклады¬
ваемъ его. Но не досадуйте,—мы непремѣнно съ лихвою запла¬
тимъ вамъ долгъ, потому что это выгодно и намъ, которые его*
выплачиваемъ. А теперь скажемъ о томъ, о чемъ не договорено'
вчера. Что же ве договорено вчера? Хождаше, говоритъ, Богъ въ
рай по полудни (Быт. ш, 8). Что говоришь, скажи мнѣ, хождаше
Богъ? Не ходилъ Богъ, потому что вавъ ходить вездѣсущему и
все исполняющему? А только вложилъ въ Адама такое чувство,,
чтобы онъ смирилъ себя, чтобы не былъ безпеченъ, и чтобы егр>
бѣгство и укрывательство хотя нѣсколько заслужило извиненіе еще- 39 прежде, нежели онъ станетъ говорить. Какъ готовящіеся идти въ.
судилище и дать отчетъ въ преступленіяхъ, являются предъ судей-
неопрятными, вечистыми, печальными и смиренными, чтобы и са¬
мымъ видомъ расположить ихъ къ человѣколюбію, милости и снис¬
хожденію,—такъ было и съ Адамомъ. И ему надлежало войти въ.
это судилище сокрушеннымъ; поэтому Богъ предварительно сми¬
рилъ его. Но—пусть онъ чувствовалъ, что ходитъ кто-то: отчего*
же подумалъ онъ, что ходитъ Богъ? Тавъ обыкновенно бываетъ,
съ грѣшниками: они все подозрѣваютъ, боятся тѣней, пугаются*
всякаго шума, и думаютъ, что всякій идетъ противъ нихъ. Видяг
вавъ многіе спѣшатъ совсѣмъ по другому дѣлу, грѣшники часто*
думаютъ, что эти люди идутъ за ними, и, когда другіе говорятъ,
между собою совсѣмъ объ иномъ, знающіе за собою грѣхъ ду¬
маютъ, что тѣ объ нихъ говорятъ. 2. Таковъ грѣхъ: онъ выдаетъ грѣшника, когда никто не обли¬
чаетъ его, осуждаетъ, когда никто не обвиняетъ, н дѣлаетъ его*
боявливымъ и робкимъ; а правда производитъ противное дѣйствіе.
Послушай же, вавъ Писаніе изобразило и робость грѣшника, ■
дерзновеніе праведника. Бѣгаетъ, говоритъ, нечестивый, ни еди¬
ному аісе гонящу (Притч. ххгш, 1). Какъ бѣгаетъ, когда никто не-
гонитъ? Внутри имѣетъ онъ гонящаго, обличителя, именно совѣсть,
и носитъ его (въ себѣ) повсюду; и какъ не можетъ убѣжать отъ
самого себя, такъ й отъ внутренняго своего гонителя; во куда бы