Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
102 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. дикимъ почтеніемъ и благоговѣніемъ, съ трепетомъ и страхомъ,
а имя Господа Евангелія бевъ нужды вездѣ носишь на ленкѣ?
Хочешь ля 8нать, какъ произносятъ имя Его горнія Силы, съ ка¬
кимъ трепетомъ, съ какимъ ужасомъ, съ какимъ изумленіемъ?
Видная, говоритъ, Господа сѣдяща на престолѣ высоцл 97 вознесеннѣ. И Серафимы стояху окрестъ Ею, взываху другъ по другу и глаюлаху:святъ, святя, святя Господъ ѵо полнъвся земля славы Ею (Иса. ті, 1 — 3). Видишь, съ какимъ
страхомъ, съ какимъ трепетомъ навиваютъ Его онѣ, когда сла¬
вословятъ и воспѣваютъ? Ты призываешь Его съ великою небреж¬
ностію и въ молитвахъ и прошеніяхъ, когда бы слѣдовало тре¬
петать, быть осторожнымъ и внимательнымъ. А въ клятвахъ, гдѣ
и совсѣмъ не надлежало бы приводить это чудное имя, спле¬
таешь разныя одну съ другою божбы! И какое будетъ намъ изви¬
неніе, какое оправданіе, хотя и тысячу разъ станемъ ссылаться
на привычку? Разсказываютъ о какомъ-то явнческомъ риторѣ, что
онъ имѣлъ глупую привычку, идучн, безпрестанно подергивать
правымъ плечемъ; однако онъ побѣдилъ эту привычку, — сталъ
класть на оба плеча острые ножи, чтобы опасеніемъ порѣза отъ-
учить эту часть тѣла отъ неумѣстнаго движенія. Сдѣлай то же и
ты съ языкомъ, и, вмѣсто ножа, наложи на него страхъ наказанія
Божія—и навѣрное будешь имѣть успѣхъ. Быть не можетъ, чтобы
остался безъ успѣха тотъ, кто дѣлаетъ это заботливо и старательно.
Теперь вы хвалите слова мои, но, когда исправитесь, будете еще
болѣе хвалить не только насъ, но н самихъ себя: станете съ боль- 98 шинъ удовольствіемъ слушать, что говорено будетъ, и съ чистою
совѣстію произносить имя Бога, Который такъ бережетъ тебя, что
говоритъ: ниоке главою твоею кленися (Мате, г, 36). А ты такъ
пренебрегаешь Имъ, что клянешься н Его славою! Но что мнѣ,
говоришь, дѣлать съ тѣми, кто ставитъ меня въ необходимость?
Въ какую это необходимость, человѣкъ? Пусть всѣ узнаютъ, что
ты скорѣе рѣшишься все претерпѣть, чѣмъ преступить ваконъ
Божій — и не станутъ принуждать тебя. Не клятва даетъ чело¬
вѣку вѣру, но свидѣтельство жизни, непорочное поведеніе н добрая
о немъ слава: многіе часто надрывались клянясь — н никого не
убѣждали; а другіе однимъ наклоненіемъ головы пріобрѣтали себѣ
болѣе вѣры, нежели столько клявшіеся. Зная все это н имѣя предъ
глазами ожидающее клянущихся наказаніе, отстанемъ отъ этой дур¬
ной привычки, чтобы, послѣ этого, перейти намъ н къ другимъ
добродѣтелямъ и получить будущія блага, которыхъ да удостоимся
всѣ мы благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса
Христа, чрезъ Котораго н съ Которымъ слава, держава н честь
Отцу и Святому Духу, нынѣ н присно я во вѣки вѣковъ. Аминь.