Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
101 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ VII. перь въ безчестіи и молчаніи. Посмотри н еще на попечитель-
ность Божію. Не поэвалъ Онъ Еву, не поввалъ змія, но кто легче 96
всѣхъ согрѣшилъ, того перваго и ведетъ на судъ, дабы, начавъ
съ того, кто могъ заслуживать нѣкоторое извиненіе, произвести
болѣе милостивый приговоръ и той, которая тяжко согрѣшила. И
судьи не сами допрашиваютъ своихъ сорабовъ, имѣющихъ одина-
вую съ ними природу, но, избравъ посредникомъ кого-либо изъ
служителей своихъ, велятъ ему передавать свои вопросы подсу¬
димому: чревъ него и говорятъ и выслушиваютъ, что хотятъ, когда
допрашиваютъ преступниковъ; но Богъ не нашелъ нужнымъ имѣть
посредника между Собою и человѣкомъ: Онъ Самъ лично судитъ
н распрашиваетъ. Кромѣ этого достойно удивленія и то, что Онъ
еще и исправляетъ грѣхи. Судьи, когда поймаютъ разбойниковъ и
гроборасхитителей, заботятся не о томъ, чтобы сдѣлать ихъ луч¬
шими, но чтобы накавать ихъ за преступленія. Богъ совсѣмъ на¬
противъ: когда уловитъ согрѣшившаго, не о томъ заботится,
чтобы наказать его, но—чтобы исправить, сдѣлать лучшимъ и
впредь неуловимымъ (отъ грѣха). Такимъ образомъ Богъ вмѣстѣ—
н судія, и врачъ, и учитель; какъ судія допрашиваетъ, какъ врачъ
исправляетъ, какъ учитель вразумляетъ согрѣшившихъ, вводя ихъ
во всякую премудрость. Если же одно простое и краткое изре¬
ченіе покавало въ Богѣ столь великую попечительность, то чтЪ,
если бы мы прочли вамъ обо всемъ атомъ судѣ (надъ Адамомъ) и
изложили вполнѣ все это событіе? Видишь, какъ все Писаніе слу¬
житъ къ утѣшенію н наставленію. Но объ атомъ скажемъ въ
свое время, а напередъ нужно бы сказать, когда дана эта книга:
не вначалѣ же, не тотчасъ послѣ Адама это написано, но послѣ
многихъ уже поколѣній. Достойно также изслѣдованія, почему
(написано это) послѣ многихъ уже поколѣній, почему только для
іудеевъ, а не для всѣхъ людей, почему на еврейскомъ ленкѣ, и
почему въ пустынѣ Синайской? Не безъ причины же апостолъ
упоминаетъ объ атомъ мѣстѣ, но и чрезъ это подаетъ намъ ве¬
ликую мысль, когда говоритъ такъ: бо еста два завѣта: единъ убо отъ горы Синайскія, въ работу раокдаяй (Гал. іѵ, 24). 5. Много бы и другого нужно изслѣдовать; но вижу, что
время не позволяетъ намъ пуститься съ словомъ въ такое море.
Почему, отложивъ это до удобнаго случая, опять поговоримъ съ
вами объ избѣжаніи клятвъ, и попросимъ любовь вашу позабо¬
титься объ атомъ съ большимъ стараніемъ. И не странно ли,
что слуга ие смѣетъ назвать господина своего по имени бевъ
нужды н .по пустому случаю,—а мы имя Господа ангеловъ про¬
износимъ вевдѣ бевъ нужды и съ великою небрежностію! Когда
нужно тебѣ взять Евангеліе, ты, умывъ руки, берешь его съ ве-