Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
100 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. спасенія повѣрилъ тн болѣе, чѣмъ Господу и Промыслителю!
Что такое оказалъ онъ тебѣ, какъ (оказалъ) Я? Не для тебя ли Я
создалъ небо, землю, море, солнце, луну, всѣ звѣзды? Ангелы не
имѣли нужды въ такомъ творенія; но для тебя и для твоего по¬
коя Я совдалъ такой прекрасный и великій міръ. А тн, повѣривъ
болѣе пустымъ словамъ, ложному и обманчивому обѣщанію, не¬
жели на дѣлѣ оказанному благодѣянію и промышленію, предался
ему (діаволу), н попралъ Мои законы! Это и больше этого слѣдовало бы сказать оскорбленному; но
не такъ (поступилъ) Богъ, а совсѣмъ напротивъ. Первыми уже
словами Онъ тотчасъ возстановилъ лежащаго; Самъ первый по¬
звалъ его и—устрашеннаго и трепещущаго заставилъ ободриться.
А лучше скавать: показалъ любовь и великое о насъ попеченіе
не въ томъ только, что нервнй позвалъ его, но и въ томъ, что
назвалъ его по имени и сказалъ: Адаме, гдѣ еси (Быт. ш, 9)?
Всѣ вы внаете, что это свидѣтельствуетъ о настоящей любви.
Такъ обыкновенно дѣлаютъ и зовущіе къ умершимъ: они непре¬
станно повторяютъ ихъ имена, тогда какъ, наоборотъ, ненавидя¬
щіе и злобящіеся на кого-либо не могутъ и вспомнить именъ
своихъ оскорбителей. Такъ Саулъ хотя и ни въ чемъ не
оскорбленный, напротивъ самъ много и сильно оскорблявшій Да¬
вида, изъ отвращенія и ненависти въ нему не хотѣлъ вспоми¬
нать и его имени; напротивъ, замѣтивъ, что всѣ собрались у него,
а Давидъ не пришелъ, что говоритъ? Не схавалъ: гдѣ Давидъ?
Но—гдѣ сынъ Іессеевъ (1 Цар. хх, 27)? Назвалъ его по отцу.
Тоже дѣлаютъ и іудеи въ отношеніи къ Христу. Поелику они не
любили Его и ненавидѣли, то не сказали: гдѣ Христосъ? Но—
гдѣ есть Онъ (Іоан, ш, 11)? 4. Но Богъ, желая и въ этомъ показать, что грѣхъ не пога¬
силъ любви и преслушаніе не истребило въ Немъ благоволенія въ
человѣку, а что Онъ еще промышляетъ и печется о падшемъ, го¬
воритъ: Адаме, гдѣ еси? (Говоритъ такъ) не потому, чтобы не
гналъ, гдѣ онъ былъ, но потому, что у согрѣшившихъ сомкнуты
бываютъ уста: грѣхъ останавливаетъ у нихъ языкъ, совѣсть удер¬
живаетъ его, и они остаются безмолвны, связанные молчаніемъ,
какъ цѣпью. Итакъ, желая вызвать Адама къ смѣлости въ разго¬
ворѣ, придать ему бодрости и побудить въ оправданію своего
грѣха, чтобы получить ему какое-либо извиненіе, Богъ Самъ пер¬
вый позвалъ его; произнесеніемъ имени (Адама) Онъ много уба¬
вилъ у него робости, и этимъ зовомъ прогналъ страхъ его и от¬
ворилъ ему уста. Вотъ почему и сказалъ: Адаме, гдѣ еси? Въ
другомъ положеніи, говоритъ, оставилъ Я тебя, и въ другомъ—
теперь обрѣтаю: оставилъ въ дерзновеніи и славѣ, а нахожу те-