Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
58 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА ваетъ царя вавилонскаго уразумѣть, что побѣда его надъ
ассиріяниномъ зависѣла не отъ собственной [его] силы, а
отъ власти Божіей. За нечестіе, говоритъ, Я изгналъ его,
чтобы привровѳнно предостеречь вавилонянина, что не должно
быть жестокимъ и угнетать отданный ему народъ Божій,
чтобы не испытать того же отъ ассиріянина, который былъ
жестокимъ и нечестивымъ. И срубятъ его чужеземцы и
самые жестокіе изъ народовъ или, по ЬХХ, губители, чего
никогда не сказалъ бы жившій въ Халдеѣ, чтобы не воз¬
будить его противъ своего народа. Также повергается онъ
на горы, и во всѣхъ долинахъ опадаютъ вѣтви его и ло¬
маются на свалахъ, и оставляется онъ всѣми народами, то
есть птицами небесными и звѣрями полевыми, и дойдетъ
до такого разрушенія, что всѣ деревья, считавшіяся, сравни¬
тельно съ ассирійскимъ деревомъ, высокими, уже перестанутъ
возвышаться и подниматься вверхъ и не сохранятъ своей
высоты, но, когда то будетъ срублено, всѣ равно будутъ
срублены вслѣдствіе страха. Что было сказано метафорически,
это выражается яснѣе. Всѣ, говоритъ, были преданы (под-
разумѣваѳтся: цари на смерть) во глубину земли (то есть въ
преисподнюю), среди сыновъ человѣческихъ (не между де¬
ревьями), въ отходящимъ въ ровъ. Безъ сомнѣнія указывается
на преисподнюю. Послѣ срубленія дерева ассирійскаго или
въ тотъ день, когда ассиріянинъ сошелъ въ преисподнюю и
Господь навелъ (или опредѣлилъ) плачъ, снова метафорически
говорится о немъ, что онъ былъ покрытъ бездною сообразно
съ написаннымъ: прЫдохъ во глубины морскія, и буря по¬
топи мя (Псал. 68, 3), и всѣ рѣки, то есть веѣ народы, уже
перестали напоять его, и Ливанъ опечалился или омрачился
по немъ, то есть по деревѣ, или потомъ, то есть по асси¬
ріянинѣ. А чтобы мы не думали, что рѣчь идетъ о деревѣ,
то далѣе слѣдуетъ: шумомъ паденія его Я потрясъ народы.
Ибо какое паденіе одного дерева можетъ быть такимъ, чтобы