Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ІЕЗЕКІИЛЯ, ГЛ. XXXI. 57 египетскія будутъ уничтожены, когда Ассуръ, гораздо силь¬
нѣйшій тебя, былъ истребленъ вслѣдствіе покоренія тѣми
же халдеями. И описываетъ могущество царя ассирійскаго
подъ образомъ дерева кедра по еврейскому [тексту], кипа¬
риса по ІіХХ, находившагося на горѣ Ливанѣ, которое было
съ красивыми вѣтвями и густою листвою и возвышалось до
облаковъ и которое потому настолько разрослось, что напоя-
лось не водами, но безднами, то есть самыми обильными
водами,—ибо бездна означаетъ множество шума водъ,—такъ
что всякія птицы вили гнѣзда на вѣтвяхъ его и всякіе
звѣри лѣсные рождали подъ листьями его. А чтобы мы не
сомнѣвались, какія это были птицы небесныя и какіе звѣри
полевые, то яснѣе поставлено: и подъ тѣнью его обитало
собраніе весьма многихъ народовъ. Кедры, говоритъ, и ки¬
парисы, ели или сосны и платаны пли кипарисы не равня¬
лись съ вѣтвями его. Но чтобы не говорить о каждойь де¬
ревѣ отдѣльно, онъ говоритъ: и всѣ дерева рая не были
подобными ему и красотѣ его. Поэтому нѣкоторые думаютъ,
что говорится не о царѣ ассирійскомъ, а о противной силѣ,
о которой въ рѣчи о Тирѣ (Іезек. гл. 28) говорится, что
она родилась среди херувимовъ и была украшена драгоцѣн¬
ными камнями, но впослѣдствіи по своей винѣ низпала на
землю; она и у Исаіи (14, 12) называется павшею денни¬
цею и изображается въ Евангеліи Господомъ: видѣхъ сатану,
лко молнію съ небесе спадша (Лук. 10, 18). Но мы, для
того между прочимъ, чтобы слѣдовать исторіи, все это бу¬
демъ понимать, какъ сказанное гиперболически, въ томъ
смыслѣ, что ассиріянинъ обладаетъ такимъ могуществомъ и
такъ угнеталъ всѣ народы, что равнялъ себя съ силою анге¬
ловъ. Говорится же все подъ образомъ весьма высокаго ведра
или кипариса метафорически къ ассиріянину, п потребленіе
его называется срубленіемъ. Въ слѣдующемъ затѣмъ: Я пе¬
редалъ его въ руку самаго сильнаго изъ пародовъ призы¬