Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
36 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА съ нимъ отойдутъ (или отошли) въ преисподнюю къ уби¬
тымъ (или пораженнымъ) мечомъ, и мышца (или сѣмя)
каждаго изъ обитающихъ подъ тѣнью его, среди народовъ
(или жизни своей) погибли. Кому уподобился ты, славный
и высокій среди деревъ наслажденія! Вотъ ты низведенъ
вмѣстѣ съ деревами наслажденія въ землю преисподнюю,
среди необргьзанныхъ будешь лежать, вмѣстѣ съ убгітыми
мечомъ. Таковъ фараонъ и все множество его, говоритъ
Господь Богъ. Я по обычаю соединилъ оба изданія,—впро¬
чемъ, [лишь] тамъ, гдѣ они ваиболѣе представляли разностей,
чтобы чрезъ двоякое изложеніе не увеличивать объема книгъ.
Но прежде всего нужно знать, что все то, что говорится о
царѣ ассирійскомъ въ будущемъ времени, у ЬХХ излагается,
какъ совершившееся, и рѣчь такъ обращается или къ князю
ассирійскому или къ дереву, чтобы какъ въ мужескомъ,
такъ и въ женскомъ родѣ можно было разумѣть одно и
то же лицо, потому что и дерево ’) относится къ ассиріянину
и ассиріянинъ называется деревомъ. О царѣ же вавилонскомъ
въ настоящемъ мѣстѣ не дѣлается никакого упоминанія, чтобы
не могло показаться, что вызывается гнѣвъ властителей и
повелителей противъ плѣннаго народа, находившагося въ
Халдеѣ, но говорится о царѣ ассирійскомъ, который въ то
вромя былъ уже взятъ халдеями, и вся сила ассиріянъ на¬
ходилась подъ властію вавилонянъ. Посему и десять колѣнъ,
то есть Израиля, берутъ ассиріяне, а два, то есть Іудино
п Веніаминово, покоряютъ халдеи и разрушаютъ городъ Іе¬
русалимъ. Итакъ, намѣреваясь говорить противъ Фараона,
царя египетскаго, и народа его, слово Божіе употребило про¬
тивъ него такое вступленіе: кому ты уподобился въ вели¬
чіи твоемъ1 Вотъ Ассуръ, какъ кедръ на Ливанѣ и проч.
Смыслъ же слѣдующій: не удивляйся, если ты будешь по¬
бѣжденъ и погибнешь и потеряешь свою власть и всѣ силы Въ латинскомъ языкѣ слово агЪог (дерево) женскаго рода.