Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ІЕЗЕКІИЛЯ, ГЛ. XXVIII. 3 Богъ предъ толпою поражающихъ тебя. Смертію необ-
рѣзанпыхъ ты умрешь въ рукахъ иноземцевъ, ибо Я ска¬
залъ, говоритъ Адонаи Господь“. Вездѣ, гдѣ соотвѣтственно
Семидесяти дважды сюитъ Господь, Господь, первое имя со¬
ставляетъ тетраграмчу (гигу); оно относится собственно къ
Богу и называется неизреченнымъ; второе—общее 0«), встрѣ¬
чающееся часто у людей. Какъ описаны сначала богатства,
за тѣмъ разрушеніе и плачъ города Тира подъ образомъ ко¬
рабля; такъ сначала обращается пророческая рѣчь къ князю
тирскому, вслѣдствіи того, что онъ, высокомѣрно возгордив¬
шись, не употреблялъ во благо тѣ богатства, которыя имѣлъ,
затѣмъ [описываются] плачъ и степавія о томъ, чго отъ столь
великихъ блаіъ онъ дошелъ до такихъ злоключеній. Поэтому
сперва должно сказать о нервомъ. У Исаіи (гл. 14) паппсапо
относительно царя вавилонскаго Навуходоносора, что онъ
приравнивалъ себя къ могуществу Божію п столь горделиво
превозносился, что дерзнулъ сказать: выше звѣздъ небесныхъ
взыду и буду подобенъ Вышнему (ст. 13—14). И будучи
иизвержсиъ съ престола, онъ заслужилъ того, чтобы услышать:
како спаде денница, восходящая заутра (ст. 12)? Также
о Фараонѣ [написано] у этого самаго пророка: рѣки моя
суть и азъ сотворихъ я (Іезек. 29, 9), по князѣ тирскомъ,
что онъ съ высокомѣрнымъ сердцемъ надменно говорилъ:
я Богъ и на сѣдалищѣ Божіемъ сидѣлъ или въ обита¬
лищѣ Божіемъ обиталъ, тогда какъ онъ человѣкъ, а не
Богъ. Хотя это, повидпмому, превышаетъ силы человѣческой
бренности и составляетъ слова не столько людей, сколько
безумствующихъ демоновъ, однако мы должны понимать эту
гиперболу въ томъ смыслѣ, что они настолько надчевались
и не знали мѣры для себя, что, возгордившись временнымъ
счастіемъ и могуществомъ царства п считая настоящія блага
вѣчными, не сознавали того, что они люди, и присвоили
себѣ вѣчную власть. Но подъ образомь князей, царей, отдѣль¬