Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ІЕЗЕКІИЛЯ, ГЛ. XXIX. 21 нается въ Исходѣ, и у Исаіи, и у Іереміи, и у Іезекіиля, и
во многихъ другихъ мѣстахъ, и въ Пѣсни Пѣсней: конемъ
моимъ въ колесницѣхъ фараоновыхъ уподобихъ тя, ближ¬
няя моя (1, 8), или различные? Мнѣ кажется, что это не
одинъ, но что у египтянъ этимъ именемъ обозначается цар¬
ское достоинство подобно тому, какъ у римлянъ цари ихъ
называются кесарями и августами отъ перваго Юлія Кесари
и отъ второго, усыновленнаго имъ Октавіана, который впо¬
слѣдствіи получилъ имя Августа, и у ассиріянъ антіохаии, у
персовъ арсакидами, у филистимлянъ авимелехами, а къ
Египтѣ послѣ Александра птолемеями до Клеопатры, послѣ
побѣды надъ которой при Акціи Египеть сдѣлался римскою
провинціею. Итакъ теперь слово Божіе изрекается противъ
всякаго царя египетскаго, означающаго 8мсохгЗо№%, то есть
истребитель и терзатель и все убивающій и раздѣляющій
мечомъ. Примѣнительно къ таинствеиаому смыслу это должно
относить къ той силѣ, которой былъ подчиненъ Египетъ.
Ибо никогда человѣкъ не осмѣлился бы сказать: „мои рѣки,
и я создалъ ихъа, и не назывался бы дракономъ великимт,
и сидящимъ среди рѣкъ своихъ. Египетъ же по-еврейски на¬
зывается Мезгаіт и на нашемъ языкѣ переводится: ІХ!Ш-
рооза, то есть притѣсняющій и утетающій тѣхъ, кои
подчинены ему, и не допускающій возвести очей къ небу,
но по Евангелію и но примѣру той жеящииы, которая восем¬
надцать лѣтъ была скорчена діаволомъ, всегда опускающій
ихъ къ землѣ (Лук. гл. 13). Итакъ посмотримъ, въ чемъ со¬
стоитъ угроза противъ Фараона и всего Египта. Ст. 3—7. Вотъ Я на тебя, фараонъ, царь египет¬
скій, великій драконъ, который лежишь (или сидишь) среди
рѣкъ своихъ и говоришь: „моя рѣка и я создалъ себя са¬
маго (или ихъ)“. И Я наложу узду (или петлю) на че¬
люсти твои, и прилѣплю рыбъ изъ рѣкъ къ чешуѣ твеей
(или къ перьямъ твоимъ), и вытащу тебя изъ средины