Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 11

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.11. — Киев, 1889

OCR
ТОЛКОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ІЕЗЕКІИЛЯ, ГЛ. XXXV. 118 далѣе слѣдуетъ: когда будетъ радоваться вся земля, Я
обращу тебя въ пустыню. Смыслъ же слѣдующій: между
тѣмъ какъ земля іудейская возвратится въ прежнее состоя¬
ніе, ты будешь оставаться вѣчною пустынею. Словъ: какъ
радовалась ты о наслѣдіи дома Израилева, о томъ, что
оно опутошено, такъ сдѣлаю Я съ тобою у ЬХХ нѣтъ,
но они прибавлены подъ астерисвами изъ Ѳеодотіонова изданія.
Весь же гнѣвъ Божій противъ горы Сеиръ имѣетъ ту цѣль,
чтобы и она послѣ своего опустошенія и вся земля идумей¬
ская познали, что Онъ Господь. Это Я бѣгло сказалъ при¬
мѣнительно въ историческому толкованію, и болѣе о смыслѣ,
нежели о словахъ. Перейду въ иносказательному смыслу и
ради краткости коснусь немногаго. Направь, говоритъ, или
обрати лицо твое къ горѣ Сеиръ. И съ особою силою гово¬
ритъ: обрати,—отъ одного пророчества къ другому проро¬
честву. Лицо же не тѣлесное, а духовное, о которомъ гово¬
ритъ и апостолъ: мы же вси откровенымъ лицемъ славу
Господню взирающе (2 Кор. 3, 18). Подъ горою Сеиръ,
чтб означаетъ косматый и волосатый, должно понимать
противную силу, которая властвовала надъ народомъ сыновъ
Исавовыхъ и превозносилась надъ народомъ Іуды, то есть
исповѣданія и истинной вѣры. По если благоразумный чи¬
татель возразитъ: какимъ образомъ въ этомъ мѣстѣ Сеиръ,
то есть косматый и волосатый, понимается въ худомъ смыслѣ,
когда и Илія былъ названъ мужемъ волосатымъ (4 Цар. гл
1)? то коротко отвѣчу, что объ Исавѣ написано, что онъ
былъ чермепъ и яко кожа косматъ (Быт. 25, 25), а объ
Иліи,—что онъ былъ только мужемъ волосатымъ. Въ Исавѣ,
который былъ багрянаго и кровянаго цвѣта и который сравни¬
вается съ косматою кожею, заключается признавъ дѣлъ, ве¬
дущихъ въ смерти, и самой смерти, а въ Иліи—доказатель¬
ство мужества. Поэтому и пребываніе его въ пустынѣ и
строгость жизни показывали въ немъ не только мужа, но п