Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 9

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.9. — Киев, 1883

OCR
84 БЛАЖЕННАГО ІЕРОНИМА долговыя записи (tabulae novae) ‘), которыя греки называютъ
τρέων ατΐοχοπαί (уменьшеніе долговъ). Слѣдовательно иророкъ
не заповѣдуетъ, чтобы никто не требовалъ должнаго,—того,
что надлежащимъ образомъ дано и надлежащимъ образомъ
требуется,—иначе онъ былъ бы защитникомъ возмущенія,
производившагося трибунами. Но гдѣ обязательство без¬
законное, гдѣ бѣдные притѣсняются несправедливымъ обви¬
неніемъ, тамъ связки обязательствъ и всѣ узы иенравды
должны быть расторгнуты. Или же то слѣдуетъ сказать,
что рѣчь идетъ о постахъ, а постъ производить сокрушеніе
н смиреніе души чрезъ сокрушеніе же тѣла испрашивается
прощеніе грѣховъ. Божественное Писаніе учитъ, чтобы мы
прощали должникамъ нашимъ, какъ и Огецъ небесный
нрощаетъ намъ долги наши (Мате. гл. G). Древняя исто¬
рія сообщаетъ, что въ седьмой годъ отпущенія или въ
пятидесятый, который служить собственно юбилеемъ, вся¬
кая собственность возвращается владѣтелямъ, и рабамъ
возвращается прежняя свобода и всЬ росішски (ношіиа),
которыя обыкновенно называются обязательствами (саи-
tioues), дѣлаются недѣйствительными (Левиг. гл. 25 и 27).
Если же это предписывается древнимь заколомъ, то во
сколько болѣе въ Евангеліи, въ которомь все хорошее
удвоивается, и въ которомъ намъ повелѣваете» не выры¬
вать глазъ за глазъ, зубъ за зубь (Псход. гл. 21), а
подставлять ланиту ударяющему. Λ чтобы мы знали, что
выше сказанное: у всѣхъ должниковъ вашихъ вымогаете
написано о кредиторахъ, то относительно должниковъ съ
большею ясностію присовокупляется: отпуста сокруніен-
пыхъ па свободу, то есть, освободивъ сокрушенныхъ
бѣдностію, изнуренныхъ нищетою, не допускай до нищен¬
ства. И всякое бремя, которымъ они угнетаются, рас¬
торгни. Вмѣсто этого. LXX яснѣе перевели: и всякое
') Уничтоженіе иля уменьшеніе долговыхъ обязательствъ, ко¬
торое нерѣдко достигалось въ Римѣ путемъ возстанія.