Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Часть 9

Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго. Ч.9. — Киев, 1883

OCR
ТОЛЕОВАНІЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАІИ, ГЛ. LV. 37 говорило въ псалмѣ: азъ же яко маслина плодовита въ
дому Божіи (Псал. 51, 10). Спросимъ тѣхъ, которые слѣ¬
дуютъ только простому историческому смыслу и ѣдятъ ва¬
реную плоть агнца: плещутъ ли деревья вѣтвями и произ¬
водятъ ли стукъ рукою и въ какомъ смыслѣ нужно пони¬
мать то, что говорится о рѣкахъ: рѣки восплещутъ рукою
(Поал. 97, 8)? Не только горы и холмы будутъ прыгать и
иѣть и всѣ деревья съ поля, блэгословенннго Богомъ, будутъ
плескать вѣтвями и производитъ стукъ руками, но также
οιοιβή ■ χονύζη или терновникъ и крапива обратятся въ ель,
и миртъ и кипарисъ. Στοιβη, по Симмаху и Семидесяти, въ
еврейскомъ пишется певт, чтб А кила и Ѳеодотіонъ перевели
чрезъ χονόζη. Κονόζη «e—это весьма плохая и горькая трава,
имѣющая очень дурной запахъ. А гдѣ LXX перевели χ°νύζη,
которая въ еврейскомъ называется sarphod, Симмахъ пере¬
велъ крапива. Какое бы пи было собственное значеніе этихъ
лазваній, нужно то сказать, что худое обращается въ хоро¬
шее и изъ пороковъ происходятъ добродѣтели, то есть вмѣ¬
сто беззаконія правда, вмѣсто безразсудной смѣлости муже¬
ство, вмѣсто расточительности воздержаніе, вмѣсто безраз¬
судства благоразуміе. Возьмемъ примѣры предковъ: Матѳей и
Завхей и мытари были терновниками, и и безполез¬ ными пнями и χονόίη, имѣвшими весьма горькій вкусъ и от¬
вратительный запахъ и говорившими: возсмердтиа и со-
гнита рани моя отъ лица безумія моего (Псал. 37, 6).
Обратившись внезапно въ апостоловъ, они стали кипарисомъ,
и елью и миртомъ, имѣющими прекрасный запахъ и необ¬
ходимыми для различныхъ издѣлій. Также Павелъ, гонитель
церкви, когда слышалъ отъ Господа: Саш, Саш, что
Мя ъопишій Жестоко ти есть противу рожну прими
(Дѣян. 9, 4—5), былъ крапивою, имѣющею иглы преслѣдо¬
ванія. Но когда онъ сталъ во всемъ мірѣ проповѣдывать
евангеліе и могъ сказать: Христово благоуханіе семи (2